Ловля Сетью
Ряды запрещенной в России международной террористической организации ИГИЛ в Сирии пополнили уже четыре человека из Кузбасса
Уголовные дела УФСБ по Кемеровской области возбудило в отношении двух мужчин из Белова и Прокопьевска, которые воюют там с 2014 года, а также в отношении двух молодых женщин, 26-летней уроженки Азербайджана, жившей в Кемерове, и 25-летней новокузнечанки. Известно пока, что они занимаются вовлечением жительниц нашей области в деятельность террористической организации. Склоняют их к выезду на территорию, контролируемую ИГИЛ, через интернет, кратко сообщает пресс-служба ведомства, так как расследование продолжается.
О том, какие мотивы движут этими людьми, можно только предполагать.
Вот и имам мечети «Мунира» Рубин хазрат Муниров удивляется степени людской легковерности и доверчивости.
-Недавно читал, что девушка, вернувшаяся из Сирии, овдовев там, рассказывала, как им давали задание в интернете расхваливать, как там хорошо, что у них дачи, яхты, павлины… — рассказывает он. – Возможно, кто-то ищет приключений, не понимая, что попадет совсем не в сказку.
И то, что эта опасность начинается с интернета, делает эту войну ближе настолько, что и представить страшно.
— Раньше родители покупали ребенку компьютер, чтобы он на улице не был без присмотра, — говорит Рубин Раисович. – А сейчас в интернете столько опасностей, что от них тоже надо оберегать детей.
«Мунира»
встречает гостей
Вот уже несколько лет активисты Духовного управления мусульман проводят акцию «Доступный Ислам». Они приглашают в мечеть «Мунира», которая является одной из ярких достопримечательностей столицы Кузбасса, самых разных гостей. В основном это молодежь, студенты. И сами активисты Духовного управления мусульман выступают с лекциями в вузах и техникумах и рассказывают об исламе, об опасности радикализма и экстремизма, о необходимости развития в себе духовных и общечеловеческих ценностей.
-Общаясь с людьми, говорю: приходите к нам, посмотрите мечеть, а они удивляются, мол, у вас же там не пропускают, или вход только по паспортам, — говорит Рубин хазрат. – Хотелось бы развеять все эти домыслы. Мы рады видеть всех. Я сторонник того, что лучше увидеть своими глазами, чем услышать неверную информацию.
На вопрос, о чем же спрашивают студенты в первую очередь, имам мечети говорит, что, конечно, их интересуют события в Сирии, наше отношение к происходящему. Ведь сторонники ИГИЛ представляются защитниками ислама.
— Мы говорим: ислам, он один, — говорит Рубин хазрат Муниров. – Страшно, когда показывают теракты, где погибают мирные люди, и говорят, что это сделали мусульмане. Мы должны прислушиваться к тому, что говорил нам Всевышний Аллах и завещал пророк Мухаммед (мир ему), который, кстати, сказал: «Кто такой мусульманин? Тот, кто не вредил ни языком, ни рукой своей». В Коране говорится, что любой мусульманин будет в потерянном состоянии и убытке до тех пор, пока не уверует, не начнет делать добрые дела, не начнет призывать к добрым делам и пока не будет отзывать от зла. Поэтому мы и хотим, чтобы больше людей знали об исламе и не отождествляли всех верующих с негативом.
Кстати, именно невежество и незнание, говорит имам, часто становятся причиной возникновения негатива.
— Например, откуда вдруг взялось словосочетание «пояс шахида»? Спрашиваешь кого-нибудь, кто такой шахид? И тут же слышишь ответ: это же террорист, экстремист… А я говорю, что на наших мусульманских свадьбах обязательно нужны два шахида, что в переводе означает два свидетеля. Еще слово «шахид» можно перевести как мученик, павший за Родину, но к террористам это значение тоже не подходит.
Не стать
легкой добычей
Безусловно, юные и неокрепшие умы – легкая добыча для идеологов террористических организаций. Вот и в кузбасских учебных заведениях, как отметили в департаменте образования и науки Кемеровской области, работа по профилактике экстремизма и терроризма ведется постоянно и комплексно: разъяснительные беседы на классных часах, родительских собраниях об ответственности за противоправные поступки подростков, разъясняются юридические и моральные последствия участия в незаконных вооруженных формированиях радикальных исламистов. Кроме того, ведется планомерная воспитательная работа по гармонизации межэтнических отношений, организуются беседы с представителями религиозных конфессий, национальных диаспор.
Для обеспечения информационной безопасности подростков и студентов в интернете, во всех профессиональных и общеобразовательных организациях внедрена и успешно используется контентная фильтрация, которая исключает доступ к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами обучения и воспитания.
В техникумах и колледжах особое внимание уделяется социальным сетям, проводятся уроки–диспуты «Неформальные молодежные организации», «Социальные сети: плюсы и минусы».
В вузах области постоянно проводятся мониторинги информационных ресурсов студенческих объединений в сети интернет (сайты, группы в социальных сетях «В контакте», «Одноклассники», микроблоги) на предмет наличия материалов, комментариев идеологического и пропагандистского характера. Созданы специальные студенческие группы по мониторингу блогосферы.
Советы специалиста
Даже при наличии стольких барьеров при желании в интернет можно выйти и вне школьных стен. И как здесь быть начеку? К примеру, заходящие на мои странички в соцсетях незнакомцы с подозрительными аватарками из-за границы и пытающиеся завязать разговор несколько пугают. Но специалисты говорят, в данном случае волноваться, скорее всего, не стоит. По словам Дмитрия Платонова, к.м.н., заместителя главврача по медицинской части областной психиатрической больницы, постранично выявлять потенциальных жертв боевики вряд ли будут, ведь для этого нужны огромные возможности, какие есть только у спецслужб.
— Намного проще им участвовать в разных форумах, где есть возможность наблюдать за ведением диалогов, — говорит он. – Ведь ситуации могут быть разные, но прежде всего привлечет внимание человек в подавленном состоянии, который ищет понимания у незнакомых людей. Возможно, ему не с кем поделиться проблемами в обычной жизни. Причем отвечающий ему незнакомец может быть обычным человеком, который пережил такую же боль и просто решил посочувствовать, а возможно, это и будет «крючок».
И в таком случае, говорит специалист, самое лучшее средство не привлекать внимание нежелательных собеседников — не делиться своими проблемами в незнакомом кругу. А если и делать это в сети, то знать собеседников лично.
Есть практика, когда людей приглашают на какие-то семинары. При большом скоплении народа «обрабатывать» человека еще легче, ведь в такой ситуации он быстрее достигает состояния измененного сознания.
Причем, говорит специалист, радикальные исламисты не придумали тут ничего нового, это общая практика вербовки, которая существует в разных тоталитарных сектах, финансовых пирамидах, многоуровневом маркетинге. И это не меньшие опасности, которые грозят сегодня человеку и которым тоже нужно уметь противостоять.
Оксана Панарина.