Без потрясений

Кемеровская область входит в число территорий, наиболее подверженных угрозе сейсмособытий в 2016 году. Между тем формирование сети сейсмостанций в Кузбассе фактически завершено – на сегодняшний день их 17. Для решения текущих задач этого вполне достаточно, но в идеале эксперты хотели бы видеть в нашем регионе более плотную наблюдательную сеть.
После Бачатского (Беловского) землетрясения с магнитудой в 5,6, случившегося в 2013 году, Кузбасс ощутимо не трясло. Вот и в ушедшем году, по данным регионального МСЧ, подземных толчков местного значения, то есть с эпицентром на территории Кемеровской области, свыше 3 баллов не было. Всего за минувшие 12 месяцев в области зафиксировано 56 сейсмособытий – отголосков сибирских землетрясений. «Магнитуда достигала максимально 2,5-2,7 балла, – говорит начальник ГУ МЧС РФ по Кемеровской области Александр Мамонтов. – Для понимания, трамвай на ходу создаёт магнитуду в 1,7 балла. Реагировать на землетрясение необходимо начиная от 3 баллов».
Плюс три станции
Несанкционированных карьерных взрывов в 2015 году также не было. Напомним, как природные землетрясения, так и взрывные работы на угледобывающих предприятиях в Кузбассе в режиме онлайн фиксируют 17 объединенных в систему сейсмостанций (три находятся за пределами региона). Четыре из них принадлежат Агентству по защите территории и населения Кемеровской области, 13 – Геофизической службе Сибирского отделения РАН (Новосибирск). Данные со станций поступают в новосибирский центр обработки и центр агентства. Всего по Алтае-Саянскому филиалу службы – от Казахстана до Байкала – более 50 сейсмостанций.
Система сейсмостанций в Кузбассе создавалась по поручению губернатора с привлечением инвестиций угольщиков.
По информации, предоставленной Геофизической службой СО РАН, последними в 2015 году смонтированы станции «Ерунаковская» (шахта Ерунаковская-8, компания «Южкузбассуголь»), «Верх-Чумыш» (шаха «Поляны», ЮКАС-Холдинг), «Костенково» (разрез «Бунгурский-Северный»). Кроме того, компания «КузнецкИнвестСтрой», владелец разреза Корчакольский, профинансировала строительство станции «Тайлеп» в одноименном поселке – вместо ранее существовавшей станции в Малиновке, которую Геофизическая служба СО РАН также решила сохранить на собственные средства.
В региональном МЧС считают, что система станций вполне самодостаточна для наблюдения за ситуацией в Кузбассе . «В СО РАН говорят, давайте еще 30, нам же главное понять, произошло ли землетрясение у нас, на территории Кузбасса, или, например, в Республике Алтай, – говорит генерал-майор Мамонтов. – И второе: если где-то произошло землетрясение, нужно понимать, какая магнитуда дошла до Кузбасса. На данный момент больше станций не требуется».
Имеющееся на сегодня количество станций действительно справляется с определенной задачей, говорит и.о. директора Геофизической службы СО РАН, сейсмолог Алексей Еманов. «Та сеть, которая есть в Кузбассе, достаточна для контроля техногенной сейсмичности. Все ощутимые, крупные события точно будут обработаны очень быстро и достаточно качественно. На мелкие же события эта сеть не рассчитана».
Толчки большие
и маленькие
Информированность о мелких событиях нужна учёным, чтобы составить так называемый график повторяемости крупных землетрясений, которые происходят очень редко. На основе этого графика создаются карты сейсмического районирования, данные которых обязательно учитывают строители. «Для того, чтобы график детально отследить, нужно набрать либо очень-очень много мелких событий, либо наблюдать сотни лет, – говорит замдиректора по науке Геофизической службы СО РАН, специалист по изучению глубинного строения Виктор Соловьёв. – Причем такой график нужно составить для каждого участка территории. Американцы и японцы пошли по такому пути: они ставят огромное количество станций и в течение нескольких лет наблюдают и показывают, какая сейсмичность на территории. На Кузбасс для этой задачи нужно в идеале 50 станций. Вторая составляющая, которая хорошо реализуется кузбасской властью и МЧС, – это создание станций вблизи карьеров, чтобы следить за техногенной составляющей. Когда у вас крупные взрывы происходят, наши специалисты выезжают и мерят, какое сотрясение происходит в районе зданий. Надо ли уменьшать эти взрывы? За этим ваши специалисты следят и приглашают нас, чтобы мы изучали и выдавали фактуру, на основании которой можно вносить изменения в работу горняков».
Спасатели
активизировались
Если верить расчётам, по которым большие сейсмособытия на территории Кемеровской области происходят раз в 70 лет, то следующее за крупным землетрясением начала ХХ века ещё впереди (опять же – если беловские события 2013 года считать спровоцированными человеком). Может быть, больших «потрясений» ждать в этом году? «Кемеровская область в числе наиболее подверженных угрозе сейсмособытий в 2016 году», – сообщил на прошлой неделе Александр Мамонтов.
Специалисты СО РАН таких прогнозов, которые делаются для МЧС, не выдают. «Мы отслеживаем на юге региона так называемую выделенную сейсмическую активность, – рассказывает Виктор Соловьёв. – Наблюдаем на юге Алтая, в Туве. – Усилений мы не отмечаем: она находится на среднем уровне. Сказать, что ничего не произойдет в Алтае-Саянском регионе, тоже нельзя. Но в Кузбассе таких крупных землетрясений, как на юге Алтая, конечно, не будет».
Предсказать землетрясение нельзя, но к нему можно подготовиться. «Задачи губернатором поставлены: еще раз отработать алгоритм действий на случай землетрясения, особенно в массовых местах, возобновить выдачу тревожных рюкзаков и так далее, – говорит Александр Мамонтов. – Мы эту работу и не ослабляли, но раз получен такой прогноз, нужно активизироваться».
Наша сеть сейсмостанций позволяет отреагировать на землетрясение очень быстро. По уровню автоматизации относится к классу мировых, говорит Виктор Соловьёв: оповещение ответственных структур происходит уже через минуту.
Ольга СМИРНОВА.