Актуальное

Накормить, напоить, заместить…

21 января 2016 | Газета «Кузбасс»
  Владимир Ласточкин, один из респондентов опроса, лето-2015. Фото автора.

Владимир Ласточкин, один из респондентов опроса, лето-2015.

Как собирается выполнять эти команды агропром?

Задачи импортозамещения и продовольственной безопасности, стоящие перед агропромом, предполагают, как минимум, скачок в развитии. «Кузбасс» отправился выяснять ситуацию к тем, кто должен развиваться, и к тем, кто должен помогать этому…

Сергей АБРАМОВ,
фермер, Топкинский район:
— Сейчас работаем на полутора тысячах гектаров, хотим еще две тысячи. Но в нашем районе вопрос решается тяжело, будем искать в Кемеровском районе. Под эти планы у нас всё есть: техника, сушилка, зернохранилища, из армии вернулись сын и племянник.
Практически все зерно, которое выращиваем – горох, ячмень, пшеницу, – перерабатываем в крупы, это 4-4,2 тысячи тонн. Шлифовка, полировка, сортировка – все делаем сами. Вы наши крупы едите, только не замечаете: они доходят до вас под другими названиями, потому что мы сами их не фасуем.
Нишу круп плотно забивают Алтай, Красноярск, так что приходится бороться, выигрываем качеством и ценой, ведь при одинаковой себестоимости круп у нас ниже транспортные расходы. Планируем расширить линейку круп и освоить производство овсяных хлопьев «Геркулес». Для этого нужно поставить еще один крупяной заводик, в деньгах это 5-6 миллионов. Будем просить помощи, не получится – запустим его не нынче, а лет через пять. Без помощи трудно: при кредитном портфеле в 13 миллионов рублей банки готовы работать с нами, но кредитная нагрузка очень велика, плюс все время растут текущие платежи.
Была бы помощь – мы бы развились быстрее, а чем богаче хозяйства, тем богаче государство. Это же понятно.

Владимир ЛАСТОЧКИН,
директор ООО «Горскинское», Гурьевский район:
— Не только расширяться, а даже сохранять прежние объемы крайне сложно с ростом диспаритета цен на продукцию животноводства и продукцию, потребляемую для ее производства (если перевести на русский – цены на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, запасные части растут, на мясо и молоко – падают). Говядину – молодняк на кости – прошлый год продавал по 250 рублей за килограмм, нынче – по 220. Два года назад литр молока продавал по 27 рублей, нынче – по 24-25. Из-за снижения доходов населения потребление говядины сокращается и замещается свининой и курятиной, они дешевле. А молоко, наверное, заменили «пальмой» (пальмовым маслом. – Авт.).
Выход для меня – то, что я называю оптимизацией. У меня будет «программа оптимизации», по которой увеличу продукцию растениеводства и уменьшу продукцию животноводства. У меня говядина и в лучшие годы была почти на нуле, а теперь уходит в минус… Радости по этому поводу не испытываю, но не хочу попасть в число банкротов. Официально заявил о своих планах на уровне района и области, в ответ сказали: «Подумай об этом хорошо». Но сказали не угрожающе…
Пока думаю сократить поголовье крупнорогатого скота процентов на сорок. Сокращение животноводства позволит улучшить качество трудовых ресурсов, потому что даст возможность высвободить процентов тридцать людей. Сокращу площади под фуражными культурами: сегодня фураж выгоднее покупать на прибыль от других культур. Увеличу посевы гречихи и технических культур – льна и рапса, экономически они выгоднее и помогают решать проблемы севооборота.
Самое интересное, я научился растить мясо. Но в отличие от многих я еще и умею считать траты и доходы. Заинтересуйте меня, а то быть альтруистом надоело.
Не думаю, что государство получает много денег от сельского хозяйства, особенно животноводства, на котором пока еще держится деревня. Я не о крупных комплексах, а о среднем и мелком производителе. Выход, если от нас хотят рывка, — это убрать налоги, и даже ничего не надо давать. Сделать, чтобы производителю было выгодно…

Виктор БРЮХАЧЕВ,
директор ООО «Золотая нива», Крапивинский район:
— Из тех, кто работает на земле, развиваться, думаю, хотели бы процентов восемьдесят. Но беда в том, что у нас нет экономических условий для развития.
Собственных оборотных средств не хватает, ведь даже по крепкому хозяйству рентабельность не превышает 10 процентов. Чтобы движение пошло, нужны льготные кредиты по тем направлениям, по которым требуется рост.
Лично мне надо бы обновить практически всю технику, ей 20-25 лет. Самые «свежие» – два трактора К-744 и комбайн «Дон», их брал в 2004 году. Импортной техники у меня нет: она в работе лучше, но если какая поломка, то может в самое ответственное время месяц простоять, пока запчасть получишь. И содержание ее в несколько раз дороже.
Старая техника имеет свойство ломаться. Если ее обновить – процесс пошел, она работает более производительно, можно увеличивать посевные площади.
Но выращенное еще нужно продать… Вот как за рубежом делается? Государство готовит программу, говорит: ты посей, допустим, столько пшеницы, гречки и прочего. За такой-то объем продукции гарантируем такую-то закупочную цену. Заключается договор, государство несет ответственность, я начинаю работать. А всё, что произведу сверх, реализую сам. Главное – чтобы можно было просчитать. Нужно больше зерна? – государство предлагает гарантии и льготы. Я все просчитал, соглашаюсь… Партнерские отношения должны быть, всё должно быть на честности. Тогда за два-три года мы вырастим столько зерна, что его девать некуда будет. Но пока, кроме слов, нет ничего.
Если у меня всё хорошо, то я покупаю тракторы, комбайны, удобрения – и начинают работать заводы. Буду платить хорошую зарплату – вырастут покупательная способность селян, спрос на изделия легкой промышленности и на услуги строителей, станут развиваться смежные отрасли. Вырастут налоги…

Глеб ОРЛОВ,
глава Кемеровского района:
— К задаче импортозамещения мы подходим комплексно. Нужно, чтобы у земли был рачительный хозяин, который умеет с ней работать и получает высокие результаты. Поэтому ведем переговоры с рядом крупных сельхозпредприятий о перераспределении земель в районе. Это первое.
Второе – развитие животноводства, увеличение поголовья. Идет строительство второй очереди животноводческого комплекса на 640 голов в ООО «Селяна». Также идут переговоры об открытии в районе предприятия по овцеводству на пять тысяч голов.
Здесь же можно сказать и о рыбоводстве. В прошлом году на базе фермерского хозяйства Клецовых открылся цех по выращиванию форели в проточной воде. Завезли 20 тысяч мальков и две тонны молоди. Теперь форель выращивается в условиях, максимально приближенных к естественным. В планах производить до 100 тонн рыбы.
Третье – развитие овощеводства открытого грунта. СПК «Береговой» каждый год увеличивает производство. Но есть фермеры, также желающие заняться овощами. С нашей стороны им оказывается полная поддержка. Предложили варианты, где есть земли, необходимая инфраструктура.
Четвертое – переработка сырья. Здесь нам в помощь малый и средний бизнес. Яркие примеры – делаем вкусные соусы и другую консервированную продукцию из овощей, из дикоросов производим ароматный чай с добавлением лесных ягод. Тем, кто хочет работать, оказываем грантовую поддержку.
Пятое – блок работы, который у нас начался с потребкооперацией: закуп излишков продукции и дикоросов. В прошлом году по дикоросам недоработали, будем активно наверстывать в этом. В ближайшее время начнем заключать договора с жителями о закупе картофеля, моркови и так далее, чтобы после лабораторных проверок эти продукты попадали на столы наших детей.
Еще одно важное направление – поддержка крестьянских и личных подсобных хозяйств, ветеранских подворий. Чтобы хозяйства не бросали, а развивали, чтобы люди не уезжали куда-то искать работу, а оставались в родном селе. В прошлом году запустили свою акцию поддержки вслед за областью, бесплатно раздавали всем желающим по 10 цыплят. Людям польза: экологически чистое мясо. А если попались курочки – свежие яйца. В этом году продолжим акцию, и в апреле-мае опять будем раздавать цыплят.
Любое наше действие, вся работа направлены на улучшение жизни жителей района. Люди должны питаться здоровыми продуктами. Цены должны быть адекватными, никак не привязанными к курсу доллара. Это новые рабочие места. Это передача земли от недобросовестного хозяина к рачительному. Закуп сельхозпродуктов – это возможность заработать деньги там, где живешь. Все эти меры приводят к социальной стабильности.

Петр ПОНАМОРЕНКО,
фермер, Ленинск-Кузнецкий район:
— Я уже три года не развиваюсь и продаю свое хозяйство, потому что передать его, так получилось, некому, а мне 64 года, сил все меньше. 2600 гектаров, ухоженная земля, на ней отработал 24 года. Севообороты, удобрения – все как положено. Урожайность в последние годы – 24-25 центнеров с гектара, бывает и до 30. Под эти поля есть сушилки, склады, вся техника, пара импортных комбайнов: John Deer и Lexion. Мне ничего не досталось даром, ни одного трактора, ни одной бороны, все заработал.
Желающие купить есть, но все хотят в долг, а в долг как отдать? Скорее всего, опять придется выходить на посевную самому, ведь землю не бросишь…

Подготовил
Игорь Алехин.

Фото автора.

Другие статьи на эту тему

Поддержка аграриев

Фермеры Кузбасса начали подготовку к предстоящей посевной. Для проведения необходимых мероприятий они получили первый заём в размере 400 млн рублей.

К каждой бурёнке – индивидуальный подход

В Кузбассе выбрали лучшего по профессии среди зоотехников-селекционеров.

Фермерская династия

Таких людей, как Сергей Башмаков, уважительно называют солью земли. Потомственный механизатор основал своё крестьянское (фермерское)…

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс