Соль виртуального общения
Заводский районный суд г. Кемерово вынес обвинительный приговор членам организованной преступной группы, которая развернула в столице Кузбасса виртуальную сеть по торговле синтетическими наркотиками.
Без личных контактов
…В конце 2012 года сотрудники патрульно-постовой службы транспортной полиции стали задерживать в районе кемеровского железнодорожного вокзала иногородних наркоманов, приезжавших в областной центр за синтетическим наркотиком «соль». На вопросы полицейских о наркоторговцах все они отвечали примерно одно и то же: мол, видеть не видели, слышать не слышали. И это не было лукавством, поскольку наркодельцы отлично освоили бесконтактный способ торговли «зельем».
Покупатели отправляли смс-сообщение с заказами неизвестным продавцам, а в ответ получали сообщения с номером мобильного телефона, на который следовало перевести плату за зелье. Когда деньги поступали на счет поставщика, покупателям указывалось место, где можно отыскать спичечный коробок с «солью». Это мог быть подъезд или лавочка во дворе, мусорный контейнер или вентиляционное отверстие в стене…
Почти «семейный бизнес»
Несмотря на такие меры конспирации, полицейские установили личности наркодельцов.
— Из шести членов преступной группы особый интерес представлял ее организатор – 26-летний Вячеслав Соловьев, — рассказывает заместитель начальника уголовного розыска Кузбасского ЛУ МВД России Ягуб Ягубов.
До того как заняться сбытом «синтетики», Соловьев приторговывал героином. А потом нашел в соседнем регионе людей, которые были заинтересованы в завоевании кузбасского «солевого» рынка. Правда, лично он их тоже не видел, и все их общение, в том числе операции по оптовой покупке «товара», происходило «заочно».
Наркобизнес быстро расширялся, и вскоре без помощников было уже не обойтись. Правой рукой Соловьева стал его приятель Максим Макеев, который взялся за обеспечение «предприятия» электронными средствами связи, оформлением на подставных лиц банковских и сим-карт, поиском новых «кадров» и мест сбыта. Он вовлек в дело хорошо знакомую семейную пару: Нина быстро освоила роль «диспетчера», а ее супруг Михаил размещал наркотики в тайниках (т.е. был так называемым «закладчиком»). Со временем они привели в «фирму» своих родственников.
По приблизительным оценкам, месячная прибыль «предприятия» исчислялась шестизначными числами, и его «руководитель» стал подумывать о постройке собственного коттеджа. На пару с Макеевым они присмотрели симпатичный земельный участок за городом и даже заказали проект своих новых владений, но их мечтам не суждено было осуществиться: в конце 2012 года наркодельцы попали в поле зрения оперативников транспортной полиции, и всё пошло прахом…
Захват
Супругов Михаила и Нину оперативники захватили с поличным во дворе жилой пятиэтажки в Ленинском районе г. Кемерово, куда они приехали делать «закладки». Почти одновременно полицейские нагрянули на квартиры остальных участников наркобизнеса. Кроме «синтетики», во время обысков было обнаружено большое количество упаковочного материала, банковские карты, планшетные компьютеры, блокноты с «бухгалтерией» наркофирмы.
— Сразу после задержания Соловьев добровольно выдал почти полкилограмма синтетических наркотиков, которые он зарыл в снегу возле одной из пригородных трасс. Через несколько дней эта партия должна была пойти в розничный оборот, — рассказывает старший следователь следственного отдела Кузбасского ЛУ МВД России Иван Ермак. — Однако на этом его раскаяние закончилось, и он стал всячески отрицать свою вину и затягивать следствие. В частности, пытался убедить в том, что серьезно психически болен. Однако независимая оценка его душевного состояния, проведенная в новосибирской клинике, полностью развенчала миф о якобы имевшихся у него психических отклонениях…
Приговор
— В надежде на снисхождение Михаил заключил сделку с правосудием, и уголовное дело в отношении его было выделено в отдельное производство, – объяснил заместитель Кемеровского транспортного прокурора Владимир Леонов. – Суд приговорил его к 8 годам лишения свободы, хотя реально наказание могло быть более строгим. Судебный процесс над остальными членами организованной преступной группы закончился лишь недавно.
Вячеслав Соловьев и его главный помощник Максим Макеев получили по 15 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, кроме того, им предстоит выплатить штрафы в доход государства: одному в размере 900 тысяч рублей, другому – 800 тысяч. «Оператор» Нина была осуждена на шесть лет лишения свободы с отсрочкой приговора до достижения ее ребенком четырнадцатилетнего возраста. Еще двое подельников в силу их относительно не слишком тяжких противозаконных проступков получили год и три года лишения свободы.
Впрочем, по информации пресс-службы Кузбасского ЛУ МВД России, приговор еще не вступил в законную силу.
Игорь Беляев.
Фото автора
P. S. Имена и фамилии фигурантов уголовного дела изменены.