Актуальное

Вернулся в гильзе…

9 декабря 2015 | Газета «Кузбасс»
документ-из-гильзы-патрона

Кузбасские поисковики извлекают записку из гильзы, обнаруженной возле останков советских солдат.

Кузбасские добровольцы занимаются не только поиском и перезахоронением останков бойцов, павших в годы Великой Отечественной войны, благоустройством могил героев. По найденным предметам, ложкам, фляжкам, пуговицам и солдатским медальонам поисковики узнают имена без вести пропавших, устанавливают личности погибших и места их гибели, передают бесценную информацию семьям воинов. Так случилось и в нынешнем году.

Между датами

В августе областной поисковый отряд «Земляк» на территории Бельского района Тверской области обнаружил патронную гильзу с полуистлевшей от времени запиской. Некоторое время назад удалось расшифровать ее текст, узнать имя солдата.
Андрей Тырышкин, начальник отдела криминалистических экспертиз экспертно-криминалистического центра ГУ МВД по Кемеровской области с помощью специального оборудования установил, что смертный медальон принадлежал Агафону Борисовичу Егоркину, который родился в деревне Новый Маклауш Куйбышевской (ныне Самарской) области, был призван в Красную Армию в 1941 году.
После этого кузбассовцы решили найти родных погибшего солдата.

Тут надо сказать, что поисковые отряды разных регионов России активно помогают друг другу. Вот и в данном случае, услышав по радио информацию о том, что наш отряд разыскивает родственников Агафона Егоркина, координатор по поиску родственников ульяновского поискового объединения Алена Маньшина сразу связалась с кемеровскими коллегами: она знала телефоны и адреса родных Егоркина в Самарской области. Сын Владимир Агафонович живет в селе Клявлино, а родная сестра жены Агафона, Агафья Ивановна – в Тольятти. Они и внесли ясность в некоторые моменты биографии павшего бойца. До войны, как и все его односельчане, Агафон Борисович занимался мирным трудом. Работал в лесхозе, в «заготзерне», растил детей. Был безотказный, добрый и умелый. Потом участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов. Вернулся, а в 41-м опять ушел на фронт.

 Сын Агафона Борисовича Владимир с женой Ниной бережно хранят фотографии родителей в семейном архиве. Фото из семейного архива.

Сын Агафона Борисовича Владимир с женой Ниной бережно хранят фотографии родителей в семейном архиве. Фото из семейного архива.

Агафье Ивановне сейчас уже 89 лет, а в 41-м было 15. И она по сей день помнит, как провожали зятя. Как его четырехлетний сын Володя вцепился в колесо телеги, увозившей отца на войну, и отчаянно просил: «Возьми меня с собой». А тот уговаривал: «Сыночек, я приеду, приеду, скоро приеду…»
…Вернулся он к постаревшему сыну почти через 75 лет в виде маленькой бумажки в старой гильзе, которую кузбасскому поисковому отряду помог найти случай и… медведь.

Медвежья услуга

Вот что рассказала Наталья Шулякова, методист сводного поискового отряда Кемеровской области «Земляк»:
— Во время Вахты Памяти в отряде ежедневно работает группа разведки — взрослые командиры, педагоги и подросшие, совершеннолетние поисковики. Сначала в поиск выходят они, а потом мы со школьниками.
И в тот раз разведка ушла, нашла место в районе деревни Дмитровка с блиндажами, окопами и ячейками (это окопы на одного, двух, трех бойцов). Самой деревни сейчас уже нет. Всё поросло лесом.
Пришли туда в первый день. Сидим на раскопках… И тут Марк Белоусов, он прошел уже пять Вахт Памяти, опытный поисковик, говорит: «Здесь ничего нет, боевых действий не велось». Раскопки мы продолжили, но ничего не нашли. Вечером разведка опять работать поехала. Нашли место у деревни Околица. На следующий день мы были там… И вдруг разведчики, которые ходили по лесу, по рации передали: «Быстро собираемся и уходим!» Дело в том, что к ним вышел медвежонок, а значит, медведица бродила где-то рядом. Куда идти дальше, мы не знали, разведка еще не успела наработать новое место. Пришлось вернуться к тому, которое поначалу показалось «пустым», к деревне Дмитровка. Но тут – неожиданность. Ребята стали раскапывать одну из ячеек, выкидывая пустые гильзы наверх. Одна из гильз упала, стукнулась о лопату и приоткрыла кусочек бумажки внутри. Просто фантастика: среди очень большого количества гильз можно было не заметить особую гильзу-«медальон», если бы она сама не упала, не ударилась и не показала содержимое. И если бы медведь не заставил уйти поисковую группу с прежнего места, этот смертный медальон, возможно, так и не был бы найден.
Записка была полусгнившей, однако четко читалось имя жены: «Егоркина Анастасия Ивановна», место рождения бойца и место призыва. А кусочка с фамилией и именем его самого не было.

Поиск не заканчивается

Собрав записку по клочкам, вчитавшись в отдельные буквы, эксперты смогли прочитать имя солдата. Однако его останков в окопе-ячейке, где нашли медальон, не оказалось. Это означало, что Агафон не погиб в том месте. Медальон просто слетел с него.
По электронной базе данных удалось установить, что
25 декабря 1942 года он получил смертельное ранение, вероятно, в том самом окопе. Скорее всего, до госпиталя он не доехал, умер в дороге. Известно, что похоронен Егоркин в деревне Сорокино того же района. Этой деревни уже нет, нет там и деревенского кладбища. Так что родным некуда прийти, чтобы отдать дань памяти отцу и деду. А потому наша поисковая группа следующим летом, в будущую Вахту Памяти в Бельском районе Тверской области, прикрепит к мемориалу Славы табличку еще с одним именем.
Имен с каждым годом всё добавляется. Поисковики всех регионов России каждый год поднимают в этих местах от двухсот до пятисот человек. Прошедшим летом — около трехсот. Только кузбасский поисковый отряд поднял в одном этом месте в 2015 году останки десяти солдат. И это не удивительно. Здесь шли страшные бои, потери доходили до трех тысяч человек ежедневно. И большинство погибших так и остались лежать, где упали…
Правда, установить имена неизвестных солдат удается нечасто. Как правило, они не имеют опознавательных отличий. И медальоны не всегда помогают. Например, Константин Устинов, командир Вахты Памяти нашего поискового отряда, на территории Тверской области нашел в этом году еще один смертный медальон, но тот оказался пустым. В кармане другого бойца обнаружили письмо. Однако оно настолько истлело, что прочитать его не смогли даже эксперты. Видны лишь отдельные не связанные между собой слова. И очень четко читается слово «живой». По мнению экспертов, письмо написал сам солдат, чтобы сообщить кому-то, что жив. Но письмо так и осталось неотправленным…
Так что история с находкой медальона Агафона Егоркина – большая удача. Хотя, по словам председателя Кемеровского регионального отделения ООД «Поисковое движение России» Юрия Баляскина, уже в ближайшее время поисковики Кузбасса вернут из небытия еще несколько имен погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Об этих случаях мы обязательно сообщим читателям.
Татьяна ФОМИНА.

Тырышкин-за-работой2

Как восстанавливают солдатские письма

Андрей Тырышкин,начальник отдела криминалистических экспертиз экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Кемеровской области:
– Процесс трудоемок. Особенно если бумага долго находилась в земле, истлела, была подвержена воздействию влаги или другой агрессивной среды.
Вначале нужно очень аккуратно развернуть и расправить бумагу. Удается это не всегда. Бывает, находки настольно хрупкие, что рассыпаются в руках.
Однако если документ более-менее сохранился, шансы восстановить и прочесть текст высоки. Тем более что солдаты писали письма простыми карандашами, а графитовые следы держатся на бумаге дольше чернильных, не выцветают, не смываются водой. Документ мы просвечиваем инфракрасными и ультрафиолетовыми лучами в специальном криминалистическом приборе — видеоспектральном компараторе.
Весь текст целиком сразу восстановить трудно. Как правило, вначале удается разобрать отдельные слова или буквы. По ним нужно вникнуть в особенности почерка человека, выявить стилистику, характерные способы написания букв. Вот так постепенно отдельные буквы складываются в слова, слова – в предложения.
Однако прочитать документы и свидетельства тех лет удается далеко не всегда даже с помощью современной криминалистической техники…
Дмитрий ТОЛКОВЦЕВ.

Другие статьи на эту тему

14 сентября

В кузбасских лесах за три дня потерялись 70 человек

В течение трёх дней в кузбасский поисковый отряд «ЛизаАлерт» поступило порядка 70 заявок на поиск…

09 сентября

Воронежские поисковики обнаружили останки солдат из Кузбасса, погибших в годы ВОВ

Накануне командир Воронежского поискового отряда «Дружина» Леонид Бащев во время экспедиции обнаружил останки девяти солдат,…

30 августа

В Кузбассе нашли заблудившихся в лесу пенсионера и подростка

Напомним, позавчера грибники потерялись в лесу Междуреченского горокруга. Сегодня их обнаружили в 15 километрах от…

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс