На тропе добычи

Продолжаем знакомство с различными видами краеведческих путешествий, которые развиваются в нашей области. Сегодня речь пойдет об охотничьем туризме
С 1 ноября в Кузбассе официально стартовал сезон охоты на зайца и лисицу. Также уже почти месяц открыта охота на белку, соболя и норку, колонка, рысь, росомаху, волка, хорьков, горностаев и ласок.
Сегодня в Кемеровской области зарегистрировано около 50 тысяч охотников. Как отмечают специалисты, в основном охотничьи угодья ориентируются именно на них, ведь количество зверя, которого можно добывать, строго ограничено. Но есть у нас все-таки и такие охотпользователи, которые пытаются развивать охотничий туризм и приглашать в Кузбасс «добытчиков» из соседних регионов, а также иностранцев.
В Сибирь за косолапым
Так, к примеру, в Междуреченске уже несколько лет местное общество с ограниченной ответственностью «Усинское» приглашает поохотиться на медведей. Сюда не раз приезжали жители Германии, Австрии, Италии, Польши, Франции, тысячи километров преодолели они, чтобы в Сибири вступить в охотничий поединок с этим мощным зверем.
По словам местных жителей, встретить медведя в этих краях не такая уж и редкость, потому что их здесь немало, они часто выходят к людям, были даже не раз замечены и в черте города. Вот и новый владелец этого охотничьего угодья Мирослав Мадейски, возглавляющий сегодня группу компаний, предоставляющих услуги по охотничьему туризму не только в России, но и по всему миру, говорит, что ежегодно «Усинское» получает лицензию на добычу 30 медведей за сезон.
– В течение двух последних лет у охотничьего хозяйства не было руководителя, всё это время оно продолжало удерживаться на плаву, но не развивалось, – рассказал Мирослав. – Сейчас у нас в планах поднять охотничье угодье на ноги, и чтобы его содержать, нужно работать с приезжими туристами. В среднем для иностранца приехать к нам и поохотиться обойдется в три тысячи евро, ну, а с нашей стороны задача – правильно организовать для них охоту, предложить приемлемый сервис. А поймают они медведя или нет – это уже зависит от них самих, от их мастерства.
По словам Мирослава, строить охотничьи домики в тайге, прокладывать коммуникации – это довольно дорого, поэтому пока он не видит в этом особого смысла. «Мы нашли другой приемлемый вариант для «Усинского» – это мобильные охотничьи лагеря, уже приобрели два таких комплекта: туда входят персональные палатки, полевая кухня со всем необходимым, электрогенератор и прочее. Кроме того, у нас в штате сейчас появились опытные местные егеря-промысловики, специальная техника.
А помимо охоты на зверя мы планируем в последующем предлагать на этой территории платную рыбалку, отладить механизм сбора дикоросов, кедрового ореха, ягоды».
И ценный мех, и мясо
– В настоящее время на территории области обитает более 50 видов охотничьих ресурсов, которые являются представителями степной, лесостепной, таежной и горно-таежной зоны, – рассказал начальник департамента по охране обьектов животного мира Кемеровской области Павел Степанов. – Но наибольшей популярностью у охотников традиционно пользуются такие животные, как кабан, косуля сибирская, лось и марал, бурый медведь; из пушных это лиса обыкновенная, рысь, норка американская, заяц-беляк, барсук, бобр, белка, также охотятся на гусей, уток, глухаря, тетерева и рябчиков.
В соответствии с действующим законодательством при осуществлении охоты охотник должен при себе иметь охотничий билет, разрешение на право хранения и ношения охотничьего оружия, а также разрешение на добычу охотничьих ресурсов и путевку. И соблюдать требования, установленные Правилами охоты, утвержденными приказом Минприроды России №512 от 16.11.2010 г.
Тайга и сервис несовместимы?
По данным областного департамента по охране объектов животного мира, сегодня охотничьи угодья Кузбасса составляют 7761,5 тысячи гектаров. Из них в долгосрочное пользование передано 5560,2 тыс. га (72%) 29 юридическим лицам и одному индивидуальному предпринимателю на основании долгосрочных лицензий и охотхозяйственных соглашений.
При этом на территории области также имеются общедоступные охотничьи угодья (не закрепленные за конкретным охотпользователем), площадь которых составляет 2201,3 тыс. га. Все указанные организации предоставляют гражданам право охоты на закрепленных территориях на платной основе.
– Общественные организации стеснены в финансовых средствах, так как существуют за счет собираемых с охотников членских взносов и сумм, поступающих за реализацию путевок на охоту, – добавляет начальник департамента Павел Степанов. – Охотничья инфраструктура (дома охотника, приюты, стрелковые вышки) в таких организациях, как правило, не развита, отсутствует и сервис по обслуживанию охотников – сопровождение егеря, предоставление собак…
Нежелание охотпользователей развивать охотничий туризм на территории своих угодий я вижу в больших затратах, которые необходимо понести для создания охотничьей инфраструктуры. В связи с чем цены на услуги существенно вырастут, а спрос на данный вид услуги среди населения области, среди местных охотников невелик…
Кабанье царство
Несмотря на все имеющиеся сложности, некоторые охотхозяйства Кузбасса все же пытаются расширять перечень предоставляемых услуг. В спортивно-охотничьем хозяйстве «Таежное» Чебулинского района уже несколько лет разводят дикого кабана. Дело это неблагодарное, к примеру, в прошлом году из-за сильных морозов погибло много животных, но чебулинцы все-таки пришли к определенному положительному результату.
– За этот промежуток времени нам удалось увеличить популяцию с тридцати кабанов до ста, – рассказывает директор «Таежного» Ярослав Деменчук. – Как такового охотничьего туризма у нас пока нет, и в основном мы ориентируемся на местного охотника. Потому что работаем по определенному для нас лимиту на добычу, и лицензии в приоритетном порядке выдаются жителям Чебулинского района.
Также у нас есть идея развивать экологический туризм: мы реально можем организовывать экскурсии и вывозить людей на подкормочные площадки, где у нас кормятся кобаны. Думаю, что среди туристов найдется немало тех, кто захочет посмотреть на диких зверей в их естественной среде обитания.
Полина Спиридонова.