Соцсети:
Актуальное

Нарисовать свой город

2 октября 2015 | Газета «Кузбасс»

Сделать из столицы Кузбасса художественную галерею под открытым небом – такую задачу поставил перед собой 28-летний кемеровский дизайнер Никита Лысенко, больше известный в молодежной среде как граффити-художник Paris.

Его проект по росписи фасадов домов в Кемерове и созданию в каждом районе города своего рода выставочного зала уличного искусства, или стрит-арта, набирающего популярность во всем мире, уже получил одобрение в городском управлении архитектуры и сейчас активно воплощается в жизнь. Разрисовав множество стен на улицах не только Кемерова, но и Москвы, и других российских городов, Никита уверен, что знает, как можно изменить урбанистическое пространство в лучшую сторону, вдохнуть в него новую жизнь. Об этом мы и поговорили.

Улица – место для творчества

— Никита, кто ты по образованию и как сегодня сам себя определяешь: ты – граффитист, художник или дизайнер?
— Окончил социально-психологический факультет КемГУ.
Несмотря на то, что учился я не на творческую профессию, граффити рисовал постоянно. В итоге именно рисование стало моей профессией. Сегодня я ведущий дизайнер кемеровской студии дизайна интерьеров «INCdesign», но знают меня больше именно как граффити-художника.
— Распространено мнение, что граффити – это уличный вид искусства. Отсюда вопрос: ты был больше «ребенком из хорошей семьи» или «уличным»?
— Не буду говорить, что меня воспитала улица или что-то в этом роде. Нет, воспитание я получил хорошее: мой отец педагог, по образованию режиссер театра, мама культуролог, имеет научную степень. Но при этом друзья-«плохиши» у меня были, и улица так или иначе неразрывно связана со всем моим поколением.
— И что тебе улица дала полезного?
— Когда у меня был подростковый возраст, ну, грубо говоря, 12-16 лет, в Россию попал хип-хоп — музыкальное течение, западная субкультура, на которой выросли многие ребята моего поколения. Я тоже увлекся тогда хип-хопом, логическим продолжением чего стало рисование граффити. Сегодня стараюсь не уходить полностью в коммерцию, в бизнес, иногда я просто выхожу на улицу рисовать. И, наверное, это то главное, что во мне оставили хип-хоп и мое детство.

В поисках собственного стиля

— Ты уже 15 лет занимаешься граффити. Помнишь, как всё начиналось?
— Интерес был большой, но возможностей было тогда намного меньше, чем сейчас. Не было краски, информации тоже по минимуму. Помню, поначалу, когда у нас не было с другом денег на краску, мы рисовали, смешно вспоминать… цветными мелками в подъездах. И разрисовывали целые этажи. Жильцы сначала нас гоняли, а потом стали торты выносить, угощать. Тогда был жесткий запал, рисовал эскизы сутками, болел этим.
— По сути, в основе своей граффити – это буквы, знаки. О чем вы пишете и кому, на кого ориентирован этот вид творчества?
— Понимаете, есть художники, которые рисуют пейзажи, натюрморты, портреты, а есть граффити-художники, предмет их рисования – буквы. Вслед за нью-йоркским почтовым курьером, однажды решившим писать на стенах кварталов, куда он привозил почту, свое имя и тем самым ставшим родоначальником граффити-движения, все граффитчики пишут свое имя или творческий псевдоним. Это, с одной стороны, своего рода язык их общения, а с другой стороны, это творчество.
— А выработался ли у тебя свой собственный стиль в граффити, авторский почерк?
— Каждый граффити-художник пытается сделать что-то принципиально новое, свое. У меня есть собственный стиль, но пришел я к нему не сразу. Мой псевдоним Paris, он из пяти букв. Так вот, года три я потратил на то, чтобы научиться писать первые две буквы; перепробовав кучу вариантов, я их понял, нашел в итоге. А последнюю букву S я до сих пор ищу, вот уже несколько лет веду с ней переговоры, и мне кажется, что, когда найду ее, с граффити закончу.

граффити

Один из торцов дома на проспекте Ленина, расписанный в рамках проекта «Город-галерея».

За граффити – в полицию

— Возникает вопрос о доступности рабочих поверхностей для граффитчиков в городе, ведь зачастую это стены жилых домов…
— В юношестве меня несколько раз забирали в милицию за то, что я рисовал на стенках. Помню, пришла мама и в отделении прочитала сотрудникам лекцию про современные виды искусства, в том числе и граффити.
Люди в большинстве своем отрицательно относятся к уличным росписям стен, но ситуация постепенно начинает меняться. Сегодня уличных художников начинают официально признавать, проводят выставки их работ.
— Интересно, как ты переквалифицировался из граффити-художника в дизайнера интерьеров?
— Друзья и знакомые, зная, что я рисую граффити, нередко просили оформить им рисунками комнату, бар, кафе. Я знакомился с имеющимся интерьером, обстановкой помещения, в котором, как предполагалось, мой рисунок будет жить, и понимал, что мне они не нравятся, что я хочу работать и менять всю окружающую среду целиком. И я стал предлагать: «А давайте я вам полностью интерьер придумаю!» Так и началось.

Музей под открытым небом

— Сейчас ты реализуешь в Кемерове проект «Город-галерея». Расскажи, в чем его смысл и суть?
— Город-галерея – это некоммерческий проект, связанный непосредственно с таким видом уличного искусства, как стрит-арт. Мы расписываем фасады жилых домов. Цель – в каждом районе города создать своего рода экспозиционный выставочный зал музея под открытым небом, своеобразную арт-зону, концентрацию уличного искусства, которая бы объединяла, скажем, несколько расписанных фасадов жилых домов, гаражей или каких-то других сооружений. Чтобы человек мог приехать на этот пятачок городского пространства, как в художественную галерею.
— В рамках данного проекта что уже удалось сделать, над чем работаете сегодня, с какими трудностями приходится сталкиваться?
— Этим летом закончили первую арт-зону в привокзальном районе на проспекте Ленина: сказочный лес, теремок, сова, лиса с чайником — торцы нескольких двухэтажных домов мы разрисовали в мультяшном стиле.
Осенью планировали начать делать второй зал на Южном, специально пригласили известного московского художника, эскизы одобрила архитектура. Но жильцы дома «зарезали» наш фасад, сказали, что хотят море и дельфинов, и больше им ничего не предлагать. Короче, диалога не получилось, потому что если идти у всех на поводу, то проект просто рискует скатиться во что-то непонятное. Сейчас ищем в том же районе другие площади для росписи. А вообще работы еще непочатый край.
— Тебе 28 лет, в будущем как себя видишь, в каком направлении хочешь двигаться?
— Хочу заниматься дизайном дальше, оформлять крупные рестораны, офисы. А еще есть мечта стать когда-нибудь главным художником города и превратить Кемерово в настоящий культурный центр, современную художественную галерею, чтобы горожане не уезжали за красотой в другие места, а могли с гордостью звать гостей смотреть ее к нам.

Полина Спиридонова.

Другие статьи на эту тему

23 июля

В Новокузнецке на фасаде ещё одного дома появится портрет известного человека

В Новокузнецке на фасаде ещё одного дома появится граффити с известным человеком. Об этом рассказал…

16 мая

В Новокузнецке появился новый арт-объект

В Новокузнецке появился новый арт-объект. Его создали воспитанники детских домов, социально-реабилитационных центров и дети из…

18 сентября

В Новокузнецке детей-сирот научат рисовать граффити

Здесь стартует социальный проект «Школа граффити для подростков», выигравший президентский грант. В своем инстаграме о…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс