Соцсети:
лунный календарь 2022 в газете Кузбасс

Учеба на кончиках пальцев

24 сентября 2015 | Татьяна Фомина

Рособрнадзор разработал специальные тренировочные комплекты заданий ЕГЭ для детей с тяжелыми нарушениями зрения и для слепых. Задания выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Ведомство планирует и дальше работать над созданием условий для сдачи Единого государственного экзамена детьми с ограниченными возможностями здоровья, заявил глава ведомства Сергей Кравцов.

Экзамен ручной работы

А как же до сих пор, без этих комплектов, проходило обучение таких детей, подготовка к ЕГЭ?
В специальной школе № 106 Новокузнецка, где учатся ребятишки с проблемами зрения всего юга Кузбасса, объяснили, что пособия не только для подготовки к экзаменам, но и вообще для учебы, изготавливают непосредственно в школе сами педагоги. Несмотря на то, что эта школа коррекционная, обучение проводится по обычной общеобразовательной программе. И Федеральный государственный образовательный стандарт здесь тоже вводят. (Правда, период обучения чуть увеличен, он составляет двенадцать, а не одиннадцать лет. Ведь детям приходится, помимо учебы, много времени уделять и лечению. И уроки здесь перемежаются физминутками, необходимыми для расслабления глазных мышц и снятия повышенного мышечного тонуса.) Но учебников с укрупненным шрифтом, которые необходимы слабовидящим, в стране не выпускают, и пособий со шрифтом Брайля для слепых очень маленькое количество, и не по всем предметам. Хорошо, что их рассылают по школам бесплатно, но плохо, что они часто не входят в федеральный перечень рекомендованных учебников.
Так что учителям сначала приходится искать материалы в обычных учебниках, а затем распечатывать их на принтере, переводящем плоский в шрифт Брайля. Такой принтер в школе есть. К каждому уроку каждый учитель готовит раздаточный материал. Кстати, все учителя в школе владеют Брайлем, хотя и читают его глазами, а не пальцами – это умеют только незрячие люди, у которых осязание чрезвычайно развито.
И, судя по результатам, система эффективна. Незрячая выпускница 2015-го, например, сдала ЕГЭ по русскому языку на 90 баллов. Девушка поступила в КемГУ на психолога.
Бросается в глаза, что в школе огромное количество наглядного материала, весь он, в том числе и таблички на кабинетах, выполнены и обычным плоским шрифтом, и брайлевским. Это тоже все продумывалось, заказывалось, выполнялось учителями. Еще в школе очень много желтого цвета: слабовидящие, говорят, лучше всего его различают. На компьютерные клавиши нанесены желтые наклейки с брайлевским шрифтом, их заказывали отдельно.

Особый мир

Школа для слепых и слабовидящих детей – это, конечно, мир особый. Семейная атмосфера, все друг друга знают, а уроки начинаются с общешкольной линейки. Кадровой текучки нет – учителя прикипают к детям душой и не могут их оставить, как мать своего ребенка.
Обращаю внимание, что в классах много ребят в очках, но есть и без очков.
— А почему они без очков, в контактных линзах, наверное? – спрашиваю у директора Ирины Аглиуллиной.
— Нет, — объяснила Ирина Геннадьевна. – Эти ребята и без линз, и без очков. Они бесполезны. У ребят остатки зрения, которые не коррегируются.
На переменке в коридорах никто не бегает, все понимают, что здесь это недопустимо, можно натолкнуться на кого-нибудь, травмироваться самому и травмировать другого.

школа-для-слепых
Мимо проходит учительница, крепко держа за руку девчушку Яну, она пятиклассница. Яна не видит с рождения, учится на домашнем режиме, а в школу приходит два раза в неделю. Учительница помогает ей добраться до туалета. Яна оказалась очень общительной и, услышав чей-то голос, безошибочно определяет, что это замдиректора Елизавета Юрьевна Антоновская:
— Здравствуйте, Елизавета Юрьевна! Как у вас дела, вы же теперь в восьмом классе русский язык ведете?
Елизавета Юрьевна диву дается: девочка узнала ее по голосу после личной беседы год назад. А меня, нового человека, она потрогала. Причем слегка: прикоснулась тихонечко лишь к ладоням и к блузке и сразу же убрала руки. Она «видит» ими.
Что она могла разглядеть за долю секунды прикосновения — понять трудно, но явно что-то увидела. 80% информации, которую человек обычно воспринимает через глаза, девочка научилась добывать при помощи других органов чувств. Впрочем, как и все незрячие. А потом Яна бойко «отчиталась» о том, что изучали на уроке: «в состав овощей входят витамины, минералы, белки, углеводы…».

Не инвалиды они…

Всего в школе 75 учеников, восемь человек тотально слепых. И среди слабовидящих нет таких, у кого был бы один диагноз, допустим, миопия высокой степени. Диагнозов целое сочетание: это и осложненный астигматизм, атрофия зрительного нерва, глаукома и т. д.
При этом у ребят высокий интеллект. Четверо школьников награждены медалью «Надежда Кузбасса», многие были победителями и призерами спортивных и творческих конкурсов на городском и региональном уровне. Причем в творчестве состязались с обычными ребятами, без поблажек. Двое птиклассников похвалились, что в школьных турнирах по шахматам и шашкам обыгрывают всех.
Кстати, изучают в школе с третьего класса и английский язык. Слепые дети – по Брайлю, слабовидящие – почти обычным способом. Причем в одном классе собираются и те, и другие. В одном из кабинетов наблюдала: одна из незрячих девочек- подростков под диктовку одноклассницы печатала на маленькой печатной машинке с брайлевским шрифтом задание учительницы по русскому языку. Девочка от рождения слепая, с ДЦП, а потому рукой ей писать трудно, а печатать может.
По словам директора Ирины Аглиуллиной, с каждым годом зрительные нарушения, с которыми приходят дети, становятся все сложнее.
Жить, как все
У педагогов главная задача – научить ребятишек жить самостоятельно, без помощи взрослых.
В школе несколько коррекционных курсов, которые помогают адаптироваться в обществе. Только то, что к старшим классам ребятишки научаются добираться до школы и обратно без родителей и поводырей, дорогого стоит. Например, одиннадцатиклассник Кирилл Будзила ежедневно приезжает сам из Осинников. Кирилл – один из тех, кем учителя гордятся. Он учится в музыкальной школе по классу баяна, в городских конкурсах чтецов всегда занимает первые места. И нам он проникновенно прочел стихотворение Андрея Дементьева. Говорит, что вообще очень любит читать. А работать в дальнейшем хотел бы в сфере культуры.
Кстати, конкурс чтецов – дело серьезное. Один из выпускников, который учится сейчас в Томске, выразил благодарность школе за то, что научили его выразительному чтению. Оказалось, что это умение помогает ему, студенту, зарабатывать деньги. Услуга оказалась востребована, хорошие чтецы нужны на разных мероприятиях. А уж сколько музыкантов талантливых среди незрячих – не сосчитаешь. Между прочим, на базе школы работает филиал одной из музыкальных школ.
А вообще незрячие и слабовидящие выпускники находят себе применение в самых разных сферах деятельности.
Другое дело, общество, увы, не готово принимать таких людей как равноценных.
— В этом наша главная проблема, а не в том, что учебных пособий не хватает. Их-то мы и сами сделаем, — посетовала Елизавета Антоновская. – А наши дети — обычные дети. Просто имеют некоторые особенности, ограничивающие их возможности.
Поскольку изменить общество трудно, приходится учить к нему приспосабливаться. К слову, перед нашим приходом один из учеников столкнулся с типичной ситуацией. Мальчик спросил у стоящего рядом на остановке человека номер подошедшей маршрутки. Тот раздраженно ответил: «Сам не видишь, что ли?». Мальчишка с достоинством объяснил: «Действительно не вижу. Я слабовидящий». Мужчине, вероятно, стало стыдно, и он помог парнишке. А не пасовать и не обижаться в таких ситуациях, как рассказал мальчик, его научили в школе.

Чего не хватает

И все же… Все есть, но чего-то не хватает. В последнее время появилось много всяких технических штук, которые облегчают жизнь незрячих. Например, в обучении детей крайне необходима такая вещь, как «брайлевская строка», которая переводит текст на компьютере в брайлевский шрифт. Но она очень дорогая и школе не по карману. Есть и другие нужды и резонные предложения. Например, в штате школы для детей со зрительными патологиями нужны и врач-офтальмолог, и логопед, чтобы работали в связке с педагогами.
Может быть, когда Рособрнадзор будет работать над дальнейшим улучшением условий для обучения детей с ограниченными возможностями, прислушается к ученикам и учителям таких важнейших учебных заведений? Возможность диалога тоже ведь говорит об отношении в обществе друг к другу.

Татьяна Фомина.

Другие статьи на эту тему

21 декабря

Кемеровские хирурги прооперировали мальчика, проглотившего цепь магнитов

Врачи Кузбасской областной детской клинической больницы имени Ю.А. Атаманова прооперировали мальчика, который проглотил цепь из…

13 декабря

Чтобы достроить детсад кемеровские власти потратят 35 миллионов

Кемеровские власти выделят 35,5 миллиона рублей на завершение строительства детского сада, сообщается на сайте Госзакупок….

Увлечь детей сельским хозяйством

Кузбасские школьники уже освоили выращивание картофеля, а нынче получили и первый урожай огурцов.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс