Внимание: особый ученик!
Учебный год только начался, и еще не все школьники успели привыкнуть к «рабочему» ритму. Трудности возникают у особенных детей, которые выбрали посещение школы, а не домашний режим. Родителям учеников с ограниченными возможностями здоровья следует быть терпеливыми и внимательными.
Советы дает психолог Ольга Щеглова, руководитель Кемеровской региональной общественной организации «Служба лечебной педагогики». Ольга — сама мама особого малыша.
— Родители должны быть готовы к тому, что они тоже, вместе с их особым ребенком, пошли в школу. Быть готовы к постоянному контакту с учителями и родителями других учеников и с одноклассниками. Этот процесс сопровождения, который на самом деле очень сложный, и постоянные контакты с коллективом просто необходимы. Руководство школы тоже должно быть в постоянном контакте с вами.
Если особый ученик впервые переступает школьный порог, объясните ему все плюсы посещения школы: он идет в новый коллектив, у него есть возможность вырваться из привычной среды, у него появятся новые друзья, он получит новые знания. То есть настройте ребенка на то, что школа – это общение и новые возможности.
Однако не следует преподносить все только в позитиве. Расскажите ребенку, какие подводные камни и трудности его ждут. Что у каждого ученика свой характер, что одну и ту же ситуацию в классе и на уроках воспринимают все по-разному. Ваш ребенок тоже должен быть к этому готов.
Часто родители недооценивают такие важные моменты, как самостоятельность ребенка и коммуникабельность. Постарайтесь подготовить его относительно бытовых навыков. Не помогайте ему завязывать шнурки, застегивать пуговицы и пр. Не напоминайте ему каждый раз здороваться с одноклассниками и учителями. Пускай он проявит самостоятельность, это очень важно.
Если ребенок уже ходил в школу, то вспомните слабые места, которые были. Порешайте вместе задачи, почитайте книги и обсудите их. И относитесь к вашему ребенку как к здоровому.
***
Строгий режим
Трудности первого учебного месяца – еще и в раннем пробуждении. Не все дети, привыкшие на каникулах ложиться за полночь и спать до обеда, в сентябре с легкостью и радостью просыпаются к первому уроку. Как решить утреннюю проблему, знает доктор медицинских наук, руководитель одного из кемеровских медцентров Евгений Зотов. Кстати, у Евгения Александровича – четверо детей, из которых двое сыновей – ученики среднего звена.
«Надо родителям ввести дома строгий регламент режима сна и отдыха. И самим его соблюдать. Мы сами часто ложимся в час ночи, до этого смотрим телесериалы, сидим в социальных сетях… И дети наши играют в компьютерные игры, «висят» на телефонах. А потом в семь утра поднять ребенка после такого полуночного времяпрепровождения, конечно, нереально! А вот если бы ребенок укладывался в строго определенное время, между 21 и 22 часами (идеальное время отхода ко сну для школьников), проблемы с пробуждением утром бы не стояло. Ничего, если он перед сном немного посмотрит мультфильмы. Хорошо, если вы ему на ночь прочитаете сказку или его любимую книгу. Но до 22 часов надо, чтобы он обязательно уснул. Тогда легко сам утром проснется. Еще и вас разбудит».
***
Классика запоминания
Сегодняшние ученики уже с первого класса готовят рефераты, доклады, презентации. Найти нужную информацию – не проблема. Трудно потом все это рассказать.
Существует много способов запомнить большой объем информации. Мама двух школьниц новокузнечанка Екатерина Юрьева рекомендует то, что опробовала на своих детях.
— Важно сначала настроиться на процесс запоминания. Для этого обязательно минут 15 погулять на свежем воздухе, пускай дети побегают во дворе или на стадионе. Активные упражнения улучшают мозговое кровообращение, а следовательно, и память. Учить необходимо в полной тишине. Никаких телевизоров, компьютеров, мобильных телефонов.
Чтобы запомнить текст, ученик должен внимательно его прочитать, выписать непонятные слова и найти в словаре их значение. Помогите ребенку составить цитатный план. Разделите текст на 5-9 логических частей (меньше и больше кусков мозг плохо запоминает), озаглавьте их цитатой из текста. Запишите эти предложения в тетрадку.
Получившийся план надо несколько раз прочитать вслух. Затем нужно пересказать каждый из этих фрагментов по отдельности. Потом — текст целиком. Если какие-то слова никак не запоминаются, пусть ваш ребенок выпишет их на лист и подсматривает, пока текст не отложится в голове.
Затем нужно сделать перерыв на полчаса, во время которого нужно отвлечься от текста, можно попить чаю с чем-нибудь сладким. Перед отходом ко сну попросите ребенка пересказать текст снова. Утром пусть он повторит то, что запомнил накануне, и отправляется в школу. При таком тщательном подходе хорошая оценка за пересказ гарантирована.
Юлия Матющенко