Соцсети:

…Место пусто не бывает

16 сентября 2015 | Газета «Кузбасс»
Фото: ГУ МВД России по Кемеровской области.

Угольная отрасль Кузбасса помогает решению российской программы по импортозамещению.

Вначале — справка от Центра стратегических разработок «Северо-запад» (ЦСИСЗ):
«Согласно концепции развития очистного, проходческого, конвейерного и бурового оборудования на период до 2020 года основная направленность его совершенствования и создания будет соответствовать традиционным технологиям добычи угля.

На этом направлении зарубежные фирмы (закупив у СССР лицензии на выпуск горно-шахтного оборудования и постоянно его модернизируя) достигли таких результатов, что, несмотря на все усилия кузбасских машиностроителей, угледобывающие предприятия в основном предпочитают использовать технику, ввозимую из-за рубежа».

Точнее скажет только статистика. По данным департамента угольной промышленности и энергетики администрации Кемеровской области, доля отечественного горно-шахтного оборудования на шахтах и разрезах Кузбасса на начало года была невысока. Проходческих комбайнов — 58%; очистных — 13%; дизелевозов — 0%; технологических экскаваторов — 46%; технологических бульдозеров — 22%. Из 42 действующих комплексно-механизированных забоев только 20 оборудованы механизированной крепью российского производителя (Юргинский машиностроительный завод).

Но даже импортное оборудование имеет тенденцию изнашиваться, а запасные части – с учетом скачков курса доллара – предлагаются в дилерских центрах совсем за другую цену.
— Уже в ближайшее время может возникнуть необходимость переходить на технику оте-
чественного производства, что потребует поддержки и развития крупных российских заводов, — предсказывал директор по ремонту ОАО «ХК «Якут-уголь» Сергей Беликов в конце прошлого года.
Что, собственно, и сбылось. Местные производители рассказывают об успехах последнего времени.

Заместитель генерального директора ОАО «Анжерский машиностроительный завод» Виктор Ившин не так давно заявил о том, что в первом полугодии 2015 года в два раза увеличено производство горно-шахтного оборудования (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Всплеск произошел в основном за счет резкого (троекратного) роста выпуска ленточных конвейеров по контрактам, заключенным в конце 2014-го — начале 2015 года.

ОАО «Кемеровский экспериментальный завод средств безопасности», по словам его коммерческого директора Сергея Ширяева, в текущем году также существенно увеличил объемы производства для нужд горняков:
— По отдельным видам продукции рост составил до 30 процентов.
Более того, специалисты КБ завода разработали и предложили потребителям новые изделия, рассчитывая на потребности рынка угледобычи.

Концерн «Русэлпром» (ООО «Русэлпром-Кузбасс») в кратчайшие сроки освоил серийное производство взрывозащищенных электродвигателей для угольной отрасли. Спрос на эти машины сейчас возрос в связи с вынужденным уходом с рынка производителей Украины и Приднестровья, ликвидацией российских заводов «социалистического типа».

Радуются интересу к «российскому производителю» и промышленники других регионов. Так, еще в 2012 году на Уральском заводе конвейерных лент была введена в эксплуатацию новая каландровая линия по изготовлению конвейерных лент, не имеющая аналогов в странах СНГ и Европы.

— Опыт и география поставок позволяют говорить о нашей надежности, — уверен директор УЗКЛ, не скрывающий намерений зайти на кузбасский рынок. — Технические характеристики продукции не уступают аналогичным показателям мировых производителей.

Артемовский машиностроительный завод «Вентпром» (Свердловская область) представил новый вентилятор с «поворотными на ходу лопатками», что повышает уровень его КПД; группа компаний «Лига спец-одежды» (Москва) рекламирует новую линейку газоанализаторов как заменитель дорогостоящих импортных приборов – и все это для шахтеров Кемеровской области!

Перечень нетрудно продолжить, но действительно ли горняки Кузбасса способны «переварить» новые предложения? На эту тему они высказываются осторожно: «Оборудование современных шахт рассчитано на долгие годы, речь сейчас идет, скорее, о его ремонте».

— Самостоятельность – это позиция «Южного Кузбасса». Одно из важных направлений деятельности сегодня – налаживание работы по проведению ремонтов оборудования Cummins и Caterpillar своими силами, — отмечает, в частности, директор по ремонтам ОАО «Южный Кузбасс» Сергей Боковиков. – Перемотку электродвигателей или сварочные работы по ремонту металлоконструкций импортной техники осуществляют наши люди. Винтовая анкерная крепь для крепления горных выработок шахт производится в ремонтно-механическом цехе ЦОФ «Сибирь» и цехе легких металлических конструкций Управления по монтажу горно-шахтного оборудования. Планируем наладить самостоятельное изготовление арочной крепи.
Такие вот симбиозы: импортной техники с российскими комплектующими, зарубежных технологий с российскими умельцами… Не все западные фирмы, правда, позволяют творить подобное. Компании JoyGlobal, Liebherr, к примеру, предпочитают присутствие в Кузбассе собственной сервисной базы. Условия западного обслуживания не позволяют конкурировать с ними российским производителям.

Но точно имеется ниша, где присутствие российских производителей однозначно поощряется и наращивается. (Так и хочется причислить и самосвалы «БелАЗ» к «русской» технике, особенно после того как производство карьерных автосамосвалов началось в Прокопьевске.) Российский экскаватор ОАО «Уралмашзавод» монтируется на разрезе того же «Южного Кузбасса». На Краснобродском (УК «Кузбассразрезуголь») сдан в промышленную эксплуатацию ЭКГ-32Р №2 производства ООО «ИЗ-КАРТЭКС» им. П.Г. Коробкова (Санкт-Петербург).

— Продукция отечественного машиностроения востребована при открытых горных работах, — в один голос говорят специалисты и приводят многочисленные примеры вытеснения западной техники российскими аналогами. — Менеджмент российских предприятий должен направлять все усилия на то, чтобы укрепить здесь свои позиции…
И опять-таки имеется много «но». Примем во внимание лишь одно, имеющее непосредственное отношение к заданной теме. При сборке отечественных машин и механизмов до сих пор требуется целый ряд импортных деталей (веществ, приборов, аппаратов), не имеющих аналогов на российском рынке.
Есть чем заняться в будущем?
Лариса ФИЛИППОВА.

Другие статьи на эту тему

14 мая

Кузбасская компания отказалась от оборудования иностранного производства

Компания «ТоргИнвест» является производителем асинхронных трёхфазных двигателей с короткозамкнутым ротором во взрывозащищённом исполнении. К слову…

06 мая

Власти Кузбасса опровергли информацию о снижении норм льготного угля

Кузбасские власти опровергли новость о снижении льготной нормы поставок угля. Ранее в СМИ появилась информация,…

29 апреля

В Кузбассе 11 вагонов с углём сошли с рельсов. Ущерб составил более миллиона рублей

В Кузбассе 11 вагонов, принадлежащих «УК «Кузбассразрезуголь» грузового поезда сошли с рельсов. По данным пресс-службы…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс