Медовые месяцы Карагола
Со всех сторон окруженный лесистыми горами поселок Карагол словно хранит тишину. Слышны только осторожный шорох стрекоз, плеск карпов в пруду да тонкое жужжание пчел.
«Чужих почуяли, – объясняет беспокойство своих подопечных хозяин пасеки Сергей Гончаров. – У них сейчас начинается сезон отдыха после медосбора. Надо бы их подкормить, подлечить, ведь трудились всё лето».
Нынешний сбор потомственный пчеловод считает успешным: удалось получить с каждой пчелосемьи по 30-40 килограммов янтарного ароматного меда.
Пчеловод с детства
«Сколько себя помню, всегда занимался пчелами – можно сказать, пчеловод с детства, – улыбается Сергей Леонидович. – У меня и обе бабушки, и родители всегда пчел держали. Вроде бы обычная муха – пчела, а какая полезная! Трудится день-деньской, принесет капельку нектара в улей и опять летит к цветочной поляне за три-пять километров. Конечно, если место медосбора рядом, пчелы больше нектара соберут».
В помощь своим пчелам Гончаров высаживает рядом с пасекой фацелию и синяк. И труды пчеловода обеспечивают более устойчивый взяток. Недаром говорится: «Пчел держать – не в холодке лежать»…
Еще до армии Сергей работал на пасеке пчеловодческого совхоза «Таштагольский». В 20 лет окончил курсы по направлению совхоза, первый самостоятельный опыт – таежная пасека в пяти километрах от поселка. «До конца пчеловодческую науку никогда не изучишь, ведь постоянно меняется, к примеру, климат, а значит, и условия цветения медоносов, – говорит он сейчас. – К тому же интересно узнавать что-то новое из опыта других. Например, в последние годы тоже применяю разделение пчелосемьи на несколько новых, не дожидаясь, когда вылетит рой».
Пчеловодческим хозяйством Гончаров занимается уже 30 лет. «У нас тут, можно сказать, семейная артель: жена Елена, взрослые дети Наталья и Андрей с семьями, младшая дочь Ирина, брат Олег со своей семьей… Иной раз собираются летом по 15-18 человек – и места, и работы всем хватает», – рассказывает Сергей. А мать его Анна Харитоновна добавляет: «Это хорошо, когда родня вместе держится, друг дружке помогают». И на вопрос, что же требуется, чтобы пчеловод всегда был с медом, кратко отвечает: «Желание трудиться. И, конечно, любить надо и дело свое, и пчелок, которые тебе мед носят».
Где цветок, там и медок
Коренные жители Карагола пчеловодством занимаются издавна, ведь рядом тайга, богатая медоносами: дягиль, лесной кипрей, клевер, иван-чай, акация…
А начинают медосбор пчелы в начале мая с вербы, которая первой зацветает на еще не оттаявших от снега полянах. Пойдет этот первый медок в основном на подкормку самих пчел, которым надо набираться сил перед хлопотливой летней порой. Более ста тысяч раз должна слетать пчелка за нектаром, чтобы в итоге получился один килограмм меда!
Как только добытчица-пчела попадает в улей, ее тут же встречают пчелы-приемщицы, которым она передает ценный груз. Именно они продолжают в своем медовом желудочке (зобике) процесс переработки нектара в мед. Следующий этап «производственного конвейера» – пчелка-приемщица отыскивает свободную восковую ячейку и откладывает в нее каплю нектара. Затем другие пчелы дружно вступят в его переработку – будут многократно переносить «полуфабрикат» из ячейки в ячейку, чтобы из него испарилось до 70 процентов воды. Кроме того, в организме пчелы нектар обогащается многими полезными веществами. И в завершение этого чудодейственного процесса пчелки запечатывают ячейки с готовым медом восковыми крышечками. В таком надежно законсервированном виде уникальный продукт, как говорят пчеловоды, может храниться в течение многих лет.
Гречишный, липовый, васильковый, горошковый, акациевый, вересковый – вкус меда зависит в первую очередь от того, с каких цветов берут пчелы сладкий нектар. Мед, который получает на своей пасеке семья Гончаровых, называется «Таежное разнотравье».
И впрямь хорош медок! И в рамках, и в вазе поданный к чаю, которым нас угощали гостеприимные хозяева, этот дар природы удивляет и вкусом, и ароматом, будто вобравшим в себя всё волшебство таежного лета.
«Кабы все работали, как пчелы…»
Хозяйство семьи Гончаровых (где, кроме пасеки, еще две коровы, телята, 30 овец, свиньи, куры, да карпы в пруду, вырытом в конце пастбища, да огород, где вызревают даже огромные сладкие арбузы) вполне можно назвать натуральным. Все свое, экологически чистое и полезное. Можно, конечно, только удивляться, как Сергей и Елена, имеющие и «официальную» работу (он – водитель рейсового автобуса «Карагол–Калары», она – заведующая поселковым клубом), успевают справляться со всеми делами. А можно просто поверить матери Сергея Анне Харитоновне, которая одна вырастила пятерых детей и уверена, что, «если приучишь ребенка к труду сызмальства, он потом с любой работой справится».
…Во дворе Гончаровых полно цветов, но пчелы к этим ароматным клумбам и в разгар медосбора не летают, понимая, что их владения – в другом месте, на поле с фацелией и в тайге.
Недаром говорится: «С лесного цвету лучше меда нету». Вот и карагольский мед с пасеки Гончаровых нарасхват. «Стараемся держать марку, – кратко объясняет Сергей Леонидович. – Приезжают за нашим медом из Таштагола, Новокузнецка, Прокопьевска, Мысков, Новосибирска…»
«Знают про него и в Англии, – улыбается Елена Степановна. – Три года, как высылаем медок внукам одной знакомой. Мед, он любой хорош – кому какой по вкусу. А главное – очень полезен для здоровья».
…До Карагола – более восьмидесяти километров от основной трассы по дороге, которая петляет, словно серпантин. На обратном пути на одном из поворотов, будто подтверждая заповедность здешних мест, нам встретилась огненно-рыжая красавица лиса. Лес, уже украшенный позолотой желтых листьев, напоминал о том, что лето кончается…
Пчеловодам теперь предстоят хлопоты по устройству пчел на зиму. В доме Гончаровых специально оборудованный двухъярусный подвал, куда вмещается все пчелиное хозяйство. Самим же хозяевам и зимой не до отдыха: надо подновить ульи, заготовить семена медоносов, чтобы по весне засеять поле рядом с пасекой, изучить полезный опыт других специалистов в специальных журналах. Ведь пчелы приносят мед только тому, кто умеет неустанно трудиться.
Надежда НИКОЛАЕВА.