О земном и внеземном
Сколько миллионов тонн «черного золота» за плечами у Александра Петровича Щербухина, опытнейшего горнорабочего очистного забоя ленинск-кузнецкой шахты имени 7 Ноября компании «СУЭК-Кузбасс», полного кавалера знака «Шахтерская слава», он даже и не берется сосчитать. И совсем не потому, что для него не важен результат работы. Просто каждый из горняков, стоящих за этими рекордами, платит за любой из миллионов практически одним и тем же — соленым потом тяжелого труда и недюжинной выносливостью, которой так славятся люди шахтерского роду-племени. А еще верностью…
Верностью родному предприятию, с которым они не расстаются даже в такие времена, когда, казалось бы, сам Бог велел бросить все и уйти в то место, где гораздо легче даются деньги на хлеб насущный. Александр Петрович именно такой человек. Из юбилейных 85 лет, которые отмечает в этом году шахта им. 7 Ноября, Щербухин вместе с ней 36 лет. И что интересно, в 1979 году его «заход» для трудоустройства на «Семерку» был уже вторым. Первый он сделал еще в 16 лет, когда после окончания школы-восьмилетки в качестве единственного мужчины в семье вынужден был пойти зарабатывать деньги. Ведь после смерти отца его матери предстояло поставить на ноги пятерых детей, четыре из которых были девочками.
Отец, Петр Яковлевич Щербухин, много лет занимался на «Семерке» посадкой лавы. В коллективе его хорошо знали и уважали, и тогда, в 1970-м, помогли его сыну – несовершеннолетнему пареньку – устроиться поверхностным электрослесарем. В мехцехе Александр Щербухин познавал азы шахтерского труда и тонкости слесарского дела до самого ухода в армию. А после этого покинул шахту на семь лет. Благодаря службе в армии он побывал в разных уголках России и решил после «дембеля» обосноваться на Урале. В Нижнем Тагиле стал непосредственным участником строительства новых цехов знаменитого «Уралвагонзавода». Но, несмотря на то, что ему, освоившему профессии плиточника-отделочника и мозаичника, всё удавалось настолько хорошо, что он даже был награжден медалью «За трудовую доблесть», малая родина не отпускала его ни в мыслях, ни в снах, ни наяву.
В 1979-м Александр вернулся в Ленинск, и у него уже не было абсолютно никаких сомнений по поводу места своего дальнейшего трудоустройства. Он так уверен был в том, что никогда не расстанется с шахтой, что спустя пару лет и дом для своей семьи купил не в каком-нибудь «престижном» районе города, подальше от производственных сооружений, а рядом с шахтой. Чтобы вышел рано утром из дома – и вот оно, все рядышком, не надо терять времени на суету городских улиц и транспорта. А уж сколько удовольствия в том, что до дома рукой подать, когда уставшим выходишь из здания АБК после напряженной смены!..
С тех пор Александр Петрович много чего повидал. Менялись времена и руководители, одна лава отрабатывалась за другой, проводились реструктуризации и модернизации, но неизменно – от одного отпуска до другого – согласно рабочему графику выходов он спускается в забой.
Сегодня бригада участка №1, возглавляемая Героем Кузбасса бригадиром Василием Ватокиным, на слуху не только у всего нашего региона, но и России в целом. Чего стоят только 4 миллиона 661 тысяча тонн угля, добытые коллективом из одного очистного забоя фактически за 10 месяцев и 10 дней! По этому поводу в декабре прошлого года на шахте состоялся губернаторский прием, и самые лучшие из коллектива были отмечены за свой высочайший профессионализм областными наградами. Александра Петровича Щербухина удостоили звания «Лауреат премии Кузбасса». Также ему в числе других коллег от компании «СУЭК-Кузбасс» подарили легковой автомобиль. Для человека, который, как он называет сам себя, «самый старый в бригаде», это оказалось большой честью и одновременно большой житейской радостью. А еще Щербухин нежданно-негаданно стал героем фотовыставки к Дню шахтера. Его портрет, сделанный непосредственно в забое, передает всю «внеземную» сущность выбранной без малого сорок лет назад профессии.
Однако долго наслаждаться победными «брызгами шампанского» горнякам, как правило, некогда. После праздничных фанфар предстоял скоростной перемонтаж лавы, который необходимо выполнить как можно быстрее, чтобы вновь пошел на-гора уголек. И уже через семь месяцев бригада Ватокина покорила новый рубеж. Начав отрабатывать пласт мощностью 4,6 метра в феврале, 17 июля она добыла двухмиллионную тонну угля с начала года, став первой бригадой в России, добившейся такого результата. И к Дню шахтера перед ней стоит уже новая задача — начать отработку лавы №1358-2 с запасами 1,3 миллиона тонн угля, чтобы закончить ее уже к концу года.
Опытнейший ГРОЗ Александр Петрович Щербухин уверен, что коллективу это вполне по силам. Забойное оборудование – комбайн SL-500, лавный конвейер SH PF 4/1032 (Германия) и секции крепи «Тагор 24/50» (Польша), оснащенные многофункциональной электрогидравлической системой управления фирмы MARCO (Германия), – основательно испытано горняками на надежность и досконально изучено. А основная часть бригады – это настоящие спецы, которые в любой ситуации смогут найти решение любой проблемы. «Коллектив у нас очень сплоченный, каждый занимает свое место и отвечает за него, – рассказывает Александр Петрович. – Очень хорошо знают свою работу механик Сергей Петрович Байкин, слесари Александр Найдин и Александр Воробьев… Да все ребята молодцы, даже молодые, которые приходят, – бестолковые-то у нас надолго не задерживаются… Да и руководство во всем помогает. Начиная от начальника участка Сергея Николаевича Морозова – и до директора шахты Владимира Николаевича Шмата. Он когда обещает – обязательно делает. А особенно приятно, что столько внимания и средств уделяется благоустройству территории и всех помещений шахты».
Как и многие из представителей горняцких профессий, Александр Петрович довольно немногословен. Впрочем, лишние слова в его случае в общем-то и не нужны: за него говорят дела. Но его лицо удивительно преображается, как только он начинает говорить о доме или рассказывать о своих внуках. В отличие от многих горняков, предпочитающих проводить свои выходные дни на свежем воздухе и лоне природы, Александру Петровичу не надо никуда ехать, чтобы увидеть яркое буйство зелени и даже услышать птичий гомон. Вот уже несколько лет он занимается довольно оригинальным для шахтера «хобби» — разведением домашней птицы: кур, уток, индоуток.
Что же касается внуков, то сейчас их у супругов Щербухиных трое – две девочки и один мальчик. Пока Руслан еще слишком мал, чтобы думать о том, кем он станет в будущем. Но сын Александра Петровича, Константин, по отцовской стезе пошел. Сейчас он работает электрослесарем на шахте им. С.М. Кирова компании «СУЭК-Кузбасс». И что бы ни говорила по этому поводу наука, а, похоже, передается у настоящих мужчин любовь к непростой шахтерской профессии по наследству…
Наталья Артёмкина.