Игра с интуицией
На базе КемГУ прошел минималистичный перформанс «Частицы»
Звук и тишина
Сначала была тишина. В полном молчании пройти через условный лабиринт, собирая пазлы и кубик Рубика, словно отгадывая неизвестно кем и когда загаданную загадку, чтобы попасть в темный зал, где в качестве ответа – только ломаные, мятущиеся по экрану линии и одинокая, не менее ломаная пластика человеческого тела (исполнитель Марина Шаваровская). Нет, пожалуй, не ответы, а новые вопросы возникают в этом зале, где фон – видео на всю стену, а центр – трепетный человек. Фигура, практически бесполая единица в тисках бытия, сквозь которую с экрана проходит то равнодушный людской поток, то молекулярная сетка, то картины космоса. Последнее – твое же лицо, беспристрастно глядит на мятущуюся тебя. И зрители, и перфомансер каждый для себя в одиночестве и бессловесности ищут ответы на вопросы, рождающиеся сами собой через восприятие мира, в котором так много и одновременно, оказывается, так мало пространства. Каждый из нас на самом деле – поток частиц, это «я» и все мы одновременно, молекулы ДНК и черные дыры, пятна и круги, черные и белые… Всё это – «я», и, по сути, бесконечное движение приводит к единому – бесконечной встрече с самой собой.
— Я бы не сказала, что целенаправленно работала в форме перфоманса, — улыбается Дина Дымова, хореограф-постановщик «Частиц». — Просто объем работы получился достаточно небольшой, и у меня смелости не хватает назвать это спектаклем. Скорее, это эксперимент. Это очень личная, очень интимная вещь. Причем интимна не столько мысль, которую я высказывала (на самом деле она сформировалась чуть позже), а какие-то чувства и ощущения, которые появились раньше. Когда я смотрела какие-то фильмы, читала какие-то книги, меня переполняли ощущения, причем настолько, что в конце концов они сформировались в какую-то мысль. Я сначала даже переживала: насколько получится преобразовать эти чувства в движения? А уже в процессе формировалась мысль, приходили нужные слова. Даже название «Частицы» родилось тогда, когда всё уже сложилось в общую картинку.
Избежать неизбежности?
Любой перфоманс — это, по сути, чистая игра с интуицией. Основных правил немного: время, место, объект и отношение творца и зрителя. Действие предполагает отказ от привычных представлений и не претендует на подход к нему как к произведению искусства. Не воспитывает, не делает выводов, не развлекает. Просто предлагает подумать. В «Частицах», например, явно видны эмоциональные устремления самого «организатора» действа – он переживает ситуацию, предложенную им же самим. Ситуацию без начала и конца.
— Для меня очень важная часть представления – это беседа со зрителями, — объясняет Дина. — И я понимаю, что у многих от «Частиц» остается ощущение неизбежности чего-то. Но, скорее всего, здесь большое влияние оказывает музыка и чувства, возникающие от движения. Для меня здесь нет неизбежности. Но и «избежности» тоже нет. Это, скорее всего, не безысходность, а страх перед неизвестностью: что будет дальше? Всё взаимосвязано, и если пространство поглощается тьмой, это совсем не значит, что всё закончилось. Шаг в темноту, конечно, страшно сделать. Но на самом деле, может, в темноте зарождается что-то новое? А, наоборот, в белом свете – пустота, ничего нет? Поэтому для меня так важен момент встречи с собой. Мы можем состоять из частиц или античастиц. Каким ты себя видишь – такой ты и есть. Поэтому и была выбрана черно-белая цветовая гамма. Мы можем быть и белыми, и черными, а можем быть вперемешку. Как в этот момент ты себя воспринимаешь – это важно. Цвет абсолютно индивидуален!
Дина надеется, что она продолжит этот эксперимент. Многие вещи в этой попытке материализовать в пластике поток сознания остались «за гранью» добра и зла: эскизно и схематично проходят через экспериментальную философию отдельно взятого человека загадочные звезды, невероятные вселенные, черные дыры с невозможно притягательной гравитацией… И самое главное, что хочется ещё поработать с этими ощущениями «здесь».
Евгения Райнеш.
P.S. Личное наблюдение: на перфоманс не стоит ходить счастливым и сытым. Лучше всего проникаешься ощущениями пластики пространства, когда ты на диете, а в душе у тебя – раздрай личного свойства.