Любовь к созданию новой родины
Кузбасский проект «То, что люблю» победил во Всероссийском конкурсе для малых городов и сел «Культурная мозаика». Теперь благодаря грантовой поддержке в селе Чумай Чебулинского района зарождается интересное творческое направление: формирование нового облика населенного пункта с помощью обращения к традициям современных средств работы с внешним пространством.
Истоки – в «Марусино»
Всё началось с того, что Мария Головина, кемеровский логопед, психолог, основатель «Службы лечебной педагогики», после долгой жизни в городе решила вернуться в родное село. Не просто так, пожить на природе, а с определенной целью – создать территорию, где могли бы отдохнуть люди, умеющие ценить красоту природы. Так в мае 2015 года начал воплощаться в жизнь бизнес-проект гостевого туристического комплекса «Марусино».
— Это моя родина, — говорит Мария, — и у меня, кроме гостевой усадьбы, было желание сделать что-то ещё полезное для своего села. К переезду я готовилась год. В городе завершала свои проектные дела по общественной организации, передавала руководство, в это время оформлялся участок. И когда всё это срослось, я переехала, и думала, что буду своими силами потихоньку делать усадьбу…
Мария вспоминает, что положение о конкурсе попадалось ей на глаза, но она оставила его «на потом». Думала: это было бы хорошо, но пока не получится. То есть ей хотелось сделать, но она не знала как. Но тут, побывав в Марусино, идеей преобразования пространства загорелась Елена Митрофанова, нынешний внешний эксперт и куратор арт-части проекта, проектировщик и журналист, руководитель творческого сообщества «33+1» (Кемерово). Она предложила идею, и девушки сразу поехали в Чебулинскую районную администрацию и музей. Несмотря (а может, и благодаря) на то, что в 30 километрах от Марусино сейчас активно разрабатывают туристический комплекс «Шестаково», решили, что их проект не будет этому мешать, а скорее даже помогать. Место в Чумае очень интересное, туристы сами туда едут, их даже не надо приглашать… И вот «То, что люблю» — победило.
— Изначально предполагалось, что идея должна быть живой, — объясняет Елена Митрофанова. — Не просто красивой, с какими-то глубокими философскими и социальными смыслами, она должна быть моделью. К примеру, мы сделаем этот проект в Чумае, но его может взять любой регион, и это будет работать на развитие любой территории.
Для создания нужно уметь проектировать: когда ты можешь проанализировать среду, понять сильные и слабые стороны, выстроить определенную стратегию, провести логические цепи, объединить партнеров. Это своего рода такой конструктор, детали которого ты превращаешь в модель. А с Машей, да, у нас в унисон получилось. Я узнала о ее Марусино, посмотрела, как она строит там усадьбу, и на уровне идеи у нас совпали желания попробовать определить новое направление для развития — через творчество, через использование лучшего опыта прошлого и настоящего.
«Арт-Бухта» и другие творчества
На данный момент центральная точка проекта – столетний дом на старой чумайской улице Барабе, который должен стать творческой резиденцией всех желающих созидать для себя и села.
История донесла, что в конце этой улицы, которая в советское время называлась Ленинская, у Барабинского бухтая, когда-то располагался кирпичный завод. А в самом старинном доме, после выселения «кулацкой» семьи Пересыпкиных, находилось правление колхоза. Затем школа и детский сад.
Теперь «воплотители» проекта планируют открыть здесь творческую мастерскую для детей и пенсионеров с романтическим названием «Арт-бухта». Вместе с художниками ученики школы будут воссоздавать интерьер старинного дома, учиться работать с глиной, деревом, красками, узнавать тайны кулинарных традиций села от его пожилых жителей. В то же время планируется преображение Барабы в новый средовой дизайн.
— То, что касается улицы, — это будет очень интересная с точки зрения дизайна штука, — рассказывает Елена Митрофанова. — Меньше всего мы хотим, чтобы это было похоже на «раскраску». Ну, вроде как художники пришли, разукрасили и ушли. Стиль будет продумываться очень концептуально.
Победительницы конкурса предполагают, что создание арт-объектов в Чумае будет происходить совместно с жителями села и художниками. Они будут работать в одной команде по его созданию. А до этого художники должны познакомиться со всеми культурными кодами села, узнать какие-то важные, интересные вещи про каждое конкретное здание, про конкретное дерево, место, человека. И когда они напитаются этой информацией и совместно с чумайцами начнут разрабатывать проект арт-объекта, он будет уже физически и духовно гармонично вписываться в пространство. То есть это не должно быть привнесенное извне, а будет что-то «выращенное» внутри.
Пока создатели сконцентрировались на Барабе, чтобы получилась цельная зона, особое пространство: «Марусино»-«Арт-бухта» и улица. Но это только начало кластера. Зимой художники и жители вместе построят снежную скульптуру «Дух села» — как символ возрождения и начала новой мифологии этого уникального места.
Открытый взгляд
Интересная деталь: когда началось строительство усадьбы Марусино, к ней сразу пришли дети, которые хотели помогать. Затем подтянулись и взрослые.
— У меня забор открытый, — говорит Мария, — идешь мимо, и видно всё, что на участке происходит. Эта открытость позволяет людям заходить и спрашивать, что здесь делают. И это было моей осознанной задачей – сделать участок открытым.
Это на самом деле важная часть проекта, который изначально предполагает со-участие жителей села в творчестве и преобразовании. Без этого ничего не получится. А вызвать искреннее желание участвовать не так просто, но и вполне достижимо.
— Мы решили через детей это делать, — объясняет Мария, — потому что дети – самая гибкая аудитория. А они уже приведут взрослых. В сентябре, с началом учебных занятий, мы сделаем презентацию проекта в школе, пригласим театр «Соло» с экологическим спектаклем «Странные люди». Презентация проекта, надеемся, позволит нам собрать инициативную группу ребятишек, которые захотят в нем участвовать. Это создание и скульптур, и дома «Арт-бухты», и работа в нем впоследствии. Останутся те, кому действительно интересно.
Евгения РАЙНЕШ.