Соцсети:
Актуальное

Как кузнецкие казаки за чудом ходили…

6 августа 2015 | Лариса Максименко

Ученые решили восстановить справедливость и пересмотреть историю похода отряда из Кузнецка, совершенного в тайге 300 с лишним лет назад

…Царский указ родился в день, которого не было. (29 февраля, хоть в XVIII веке, хоть сейчас, в XXI веке, день… легко забываемый, календарно-добавочный, несерьезный…)
И касался он крошечной точки в глухой сибирской тайге, у границы Российского государства, которую Петр I поставил… (И ее – не на бумаге, на деле, как же нелегко было достичь…)
Но указ от 29 февраля 1708 года, придя в «наш» к тому времени уж обжившийся, но все еще страшно юный Кузнецк (будущий Новокузнецк), после месяцев дорог по России, новой зимовки и весны-подготовки поднял-таки казаков на рискованный марш-бросок. …Им предстояло пройти 210 верст бурелома, гроз и рек, встречных вражьих боевых топоров и стрел… И поставить новый «кузнецкий» форпост (блокпост – по-нынешнему), чтоб прикрыть от бед южно-сибирскую границу тогдашней страны. Чтоб «закрыть» претензии Китая и кочевников-джунгаров к России… Чтобы крепость служила защите «…от приходу воровских калмыцких и киргизских воинских людей», да «…збору ясашной казны», да «…поселению пашенных крестьян» и миру…
— И казаки дошли, выполнили задачу, — звенит гордость в голосе Петра Коваленко, директора музея Алтайской духовной миссии (из Бийска), повернувшегося к картине на стене, на которой стоят в веках «наши» казаки, бородатые, мордастые, с саблями в обветренных ручищах…
Меня тоже «держит» их сила. Их последняя минута — перед смертным боем… Их плечо – к плечу… И такая вера в удачу, чудо и жизнь вечную…

Бийская-крепость

Бийская крепость. Изображения Бикатунского блокпоста не сохранилось.

Последняя месть Духара

— Отряд казаков вышел из Кузнецка (в направлении — юго-запад. – Ред.) весной 1709 года. Ему нужно было дойти до слияния рек Бии и Катуни. Там нашли брод, отмеченный веками и торговыми караванами. Брод был казакам очень нужен, глубина же Бии – три-четыре метра. И вот на правом высоком берегу Бии, на возвышении, как казаки туда перебрались, они за две недели – к 18 июня – поставили крепость и назвали ее Бикатунской, — поясняет мне Анатолий Цапко, заведующий историческим отделом Бийского краеведческого музея. – Привел казаков «голова» Яков Максюков. В отряде у него было 483 человека (по другим данным, 660 – с крестьянами. – Ред.)…
А пока строили крепость (и она была мини-, заняв в длину меньше 100 метров), приезжали небольшие отряды джунгаров взглянуть на то, чьи же пилы визжат на всю тайгу, чей же мат да кашель слышны, чьи костры дымят, сбивая в сторону полчища мошкары.
Но в драку никто не лез.
Шел взаимный пригляд да сбор информации.
— А как «выросла» крепость, тем же летом большая часть отряда вернулась обратно, вместе с Яковом Максюковым, на службу в Кузнецк…
Оставшиеся в Бикатунской крепости 100 казаков стали нести дозор…
И пришел день, когда новый «кузнецкий» отдаленный блокпост, неся боевое дежурство, совершил подвиг. До сих пор неоцененный…
И давно, еще с царских времен, вошедший в письма и труды лишь с поучительно-унизительными оценками… Поясню: официальная наука веками обвиняла, корила «наших» казаков за то, что не удержали Бикатунскую крепость, что сдали ее и сами сдались, как-де хвастали джунгары тогда на всю Сибирь… Но историки Бийска, взвесив всё и посмотрев на поход и блокпост глазами из XXI века, пошли… против «течения»…
— В 1710 году, в один из дней, казаки заметили подготовку врага к большому походу – на Кузнецк. И успели отправить своего бойца из Бикатунской крепости в Кузнецк, чтобы предупредить город, — стоит за правду Анатолий Цапко. – В войске Духара (Духаара-зайсана) собралось тогда около трех тысяч человек в поход на русских. При таком числе всё им сулило успех. Но поход Духара на Кузнецк провалился. Город же был предупрежден, дал отпор. И тогда враги, отступая, отомстили. Они взяли Бикатунский форпост в осаду и, не сумев добиться победы, спалили его через двое суток вместе с людьми.
— И казаки, предпочтя плену смерть, сгорели заживо?
— Те, кто был в крепости, сгорели. И только двадцать казаков перед осадой уехали из крепости по служебным делам для сбора налогов… И только так они уцелели… От них «пошли» потом алтайские казачьи села, как, например, Смоленское. Оно «выросло» недалеко от сожженного блокпоста…
…Через восемь лет (в 1718-м) на пепелище Бикатунской крепости кузнецкие казаки пришли снова. И отстроили блокпост заново. Только поставили его на несколько километров выше по реке, найдя место лучше, заняв башнями и пушками уж не клочок тайги, а
40 га…
— И тот форпост строил сын Максюкова, назвав его Бийской крепостью, давшей начало нашему городу Бийску… В память обо всех кузнецких казаках и особенно об отце и сыне Максюковых, мы недавно предложили властям города поставить памятник. Или назвать улицу в честь Максюковых и всех казаков-первопроходцев, — говорит Анатолий Цапко. – Подвиг казачьего отряда и Бикатунской крепости должен войти в историю.

Ради будущего России

И все-таки «наших» казаков вели из Кузнецка на Бию не только приказ, честь, заработки и азарт первопроходцев…
— Но и… — листаю в «казачьем» углу, в архиерейском доме Бийска, где открыт уникальный музей истории Алтайской духовной миссии, с одновременными экскурсиями и идущей реставрацией исторических стен, старые страницы… И перевожу дореволюционный шрифт: «…Блажен непорочный в пути, ходящий в законе господнем…»

Бийский-историк-Павел-Коваленко

Бийский историк Павел Коваленко тоже считает кузнецких казаков, построивших Бикатунский и Бийский блокпост, героями.

…Приходит понимание, удивление и радость в душе, что казаков вело сюда, на Алтай… предназначение. И сгоревшими мучениками они стали на этой земле не случайно.
Судите сами… Если бы казаки не построили Бикатунский блокпост, потом – Бийскую крепость, ставшую с годами Бийском…То это место не стало бы дальше центром Алтайской духовной миссии, прослужившей здесь в 1830-1917 годах, крестившей Алтай, принесшей туда, на край света, грамоту, медицину, прогресс… И ведь именно там, в Бийске, в миссии, явили себя миру учитель и ученик, Макарий (Глухарев) и Макарий (Невский)…
Глухарев в такой глуши — сделал один из первых в России переводов Библии (!) – с языка оригинала на русский, став для страны сенсацией!
— А Макарий Невский, семь лет управлявший Алтайской духовной миссией, построив на Алтае 200 храмов, открыв 84 школы, построив духовное училище (в котором учились в том числе шорцы. – Ред.), в 1912-м был высочайшим указом Николая Второго назначен митрополитом Московским и Коломенским. И четыре с половиной года был, по сути, главой православной церкви России до марта 1917-го, он был… как сейчас патриарх Кирилл, — рассказывает историк Коваленко, показывая, как же только сейчас возрождаются архиерейский дом и историческая правда…
— В 2000 году Макарий (Глухарев) и Макарий (Невский) были причислены — оба — к лику святых. Нетленные мощи Макария (Невского), ближнего к нам по времени, освидетельствованы в 1957-м и повторно — четыре года назад, — объясняет историк… Да, это чудо. И казаки-первопроходцы, расчистившие место для будущего, это знали…

Лариса Максименко.

 

Другие статьи на эту тему

10 октября

В Белове презентовали центр казачьей культуры «Бачатский стан»

Сам центр был зарегистрирован ещё в феврале 2022 года на базе Культурного центра «Бачатский».

08 мая

Хор из Анжеро-Судженска стал Лауреатом международного фестиваля

Анжеро-Судженский хор казачьей песни «Раздолье» стал лауреатом международного конкурс-фестиваля «Кубанский казачий круг», сообщает РИОПРЕСС. Коллектив…

29 апреля

В Прокопьевском районе школьников научат виртуозно владеть холодным оружием

Профильная смена «Казачья доблесть» открылась на базе круглогодичного загородного лагеря «Юность» в поселке Керлегеш. Смены…

Комментировать 1
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
  • object(WP_Comment)#10397 (18) { ["comment_ID"]=> string(6) "471387" ["comment_post_ID"]=> string(5) "64409" ["comment_author"]=> string(14) "Сципион" ["comment_author_email"]=> string(18) "vbpopok@rambler.ru" ["comment_author_url"]=> string(0) "" ["comment_author_IP"]=> string(13) "109.171.50.28" ["comment_date"]=> string(19) "2016-01-20 10:49:47" ["comment_date_gmt"]=> string(19) "2016-01-20 03:49:47" ["comment_content"]=> string(1069) "Жаль, не упомянут миссионер Алтайской духовной миссии Василий Вербицкий. Он основал миссионерский стан в Кузедееве и многими летами совершал большие выходы на Мрассу, в шорские селения. Возвращался вниз по течению, в Осиновский острог, потом в Кузедеево. В Усть-Анзасе им была построена церковь и основан христианский приход. Некоторые строения живы по сей день. Вербицкий стал автором шорского букваря, перевёл на шорский язык Евангелие и принёс в Горную Шорию грамоту. Кемеровская епархия издала записки Вербицкого - интереснейшее историческое и этнографическое свидетельство..." ["comment_karma"]=> string(1) "1" ["comment_approved"]=> string(1) "1" ["comment_agent"]=> string(126) "Mozilla/5.0 (Windows NT 6.1; WOW64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/47.0.2526.106 Safari/537.36 OPR/34.0.2036.47" ["comment_type"]=> string(7) "comment" ["comment_parent"]=> string(1) "0" ["user_id"]=> string(1) "0" ["children":protected]=> NULL ["populated_children":protected]=> bool(false) ["post_fields":protected]=> array(21) { [0]=> string(11) "post_author" [1]=> string(9) "post_date" [2]=> string(13) "post_date_gmt" [3]=> string(12) "post_content" [4]=> string(10) "post_title" [5]=> string(12) "post_excerpt" [6]=> string(11) "post_status" [7]=> string(14) "comment_status" [8]=> string(11) "ping_status" [9]=> string(9) "post_name" [10]=> string(7) "to_ping" [11]=> string(6) "pinged" [12]=> string(13) "post_modified" [13]=> string(17) "post_modified_gmt" [14]=> string(21) "post_content_filtered" [15]=> string(11) "post_parent" [16]=> string(4) "guid" [17]=> string(10) "menu_order" [18]=> string(9) "post_type" [19]=> string(14) "post_mime_type" [20]=> string(13) "comment_count" } } Avatar
    Сципион
    20.01.2016 в 10:49

    Жаль, не упомянут миссионер Алтайской духовной миссии Василий Вербицкий. Он основал миссионерский стан в Кузедееве и многими летами совершал большие выходы на Мрассу, в шорские селения. Возвращался вниз по течению, в Осиновский острог, потом в Кузедеево.
    В Усть-Анзасе им была построена церковь и основан христианский приход. Некоторые строения живы по сей день.
    Вербицкий стал автором шорского букваря, перевёл на шорский язык Евангелие и принёс в Горную Шорию грамоту.
    Кемеровская епархия издала записки Вербицкого — интереснейшее историческое и этнографическое свидетельство…

    Ответить

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс