Как кузнецкие казаки за чудом ходили…
Ученые решили восстановить справедливость и пересмотреть историю похода отряда из Кузнецка, совершенного в тайге 300 с лишним лет назад
…Царский указ родился в день, которого не было. (29 февраля, хоть в XVIII веке, хоть сейчас, в XXI веке, день… легко забываемый, календарно-добавочный, несерьезный…)
И касался он крошечной точки в глухой сибирской тайге, у границы Российского государства, которую Петр I поставил… (И ее – не на бумаге, на деле, как же нелегко было достичь…)
Но указ от 29 февраля 1708 года, придя в «наш» к тому времени уж обжившийся, но все еще страшно юный Кузнецк (будущий Новокузнецк), после месяцев дорог по России, новой зимовки и весны-подготовки поднял-таки казаков на рискованный марш-бросок. …Им предстояло пройти 210 верст бурелома, гроз и рек, встречных вражьих боевых топоров и стрел… И поставить новый «кузнецкий» форпост (блокпост – по-нынешнему), чтоб прикрыть от бед южно-сибирскую границу тогдашней страны. Чтоб «закрыть» претензии Китая и кочевников-джунгаров к России… Чтобы крепость служила защите «…от приходу воровских калмыцких и киргизских воинских людей», да «…збору ясашной казны», да «…поселению пашенных крестьян» и миру…
— И казаки дошли, выполнили задачу, — звенит гордость в голосе Петра Коваленко, директора музея Алтайской духовной миссии (из Бийска), повернувшегося к картине на стене, на которой стоят в веках «наши» казаки, бородатые, мордастые, с саблями в обветренных ручищах…
Меня тоже «держит» их сила. Их последняя минута — перед смертным боем… Их плечо – к плечу… И такая вера в удачу, чудо и жизнь вечную…
Последняя месть Духара
— Отряд казаков вышел из Кузнецка (в направлении — юго-запад. – Ред.) весной 1709 года. Ему нужно было дойти до слияния рек Бии и Катуни. Там нашли брод, отмеченный веками и торговыми караванами. Брод был казакам очень нужен, глубина же Бии – три-четыре метра. И вот на правом высоком берегу Бии, на возвышении, как казаки туда перебрались, они за две недели – к 18 июня – поставили крепость и назвали ее Бикатунской, — поясняет мне Анатолий Цапко, заведующий историческим отделом Бийского краеведческого музея. – Привел казаков «голова» Яков Максюков. В отряде у него было 483 человека (по другим данным, 660 – с крестьянами. – Ред.)…
А пока строили крепость (и она была мини-, заняв в длину меньше 100 метров), приезжали небольшие отряды джунгаров взглянуть на то, чьи же пилы визжат на всю тайгу, чей же мат да кашель слышны, чьи костры дымят, сбивая в сторону полчища мошкары.
Но в драку никто не лез.
Шел взаимный пригляд да сбор информации.
— А как «выросла» крепость, тем же летом большая часть отряда вернулась обратно, вместе с Яковом Максюковым, на службу в Кузнецк…
Оставшиеся в Бикатунской крепости 100 казаков стали нести дозор…
И пришел день, когда новый «кузнецкий» отдаленный блокпост, неся боевое дежурство, совершил подвиг. До сих пор неоцененный…
И давно, еще с царских времен, вошедший в письма и труды лишь с поучительно-унизительными оценками… Поясню: официальная наука веками обвиняла, корила «наших» казаков за то, что не удержали Бикатунскую крепость, что сдали ее и сами сдались, как-де хвастали джунгары тогда на всю Сибирь… Но историки Бийска, взвесив всё и посмотрев на поход и блокпост глазами из XXI века, пошли… против «течения»…
— В 1710 году, в один из дней, казаки заметили подготовку врага к большому походу – на Кузнецк. И успели отправить своего бойца из Бикатунской крепости в Кузнецк, чтобы предупредить город, — стоит за правду Анатолий Цапко. – В войске Духара (Духаара-зайсана) собралось тогда около трех тысяч человек в поход на русских. При таком числе всё им сулило успех. Но поход Духара на Кузнецк провалился. Город же был предупрежден, дал отпор. И тогда враги, отступая, отомстили. Они взяли Бикатунский форпост в осаду и, не сумев добиться победы, спалили его через двое суток вместе с людьми.
— И казаки, предпочтя плену смерть, сгорели заживо?
— Те, кто был в крепости, сгорели. И только двадцать казаков перед осадой уехали из крепости по служебным делам для сбора налогов… И только так они уцелели… От них «пошли» потом алтайские казачьи села, как, например, Смоленское. Оно «выросло» недалеко от сожженного блокпоста…
…Через восемь лет (в 1718-м) на пепелище Бикатунской крепости кузнецкие казаки пришли снова. И отстроили блокпост заново. Только поставили его на несколько километров выше по реке, найдя место лучше, заняв башнями и пушками уж не клочок тайги, а
40 га…
— И тот форпост строил сын Максюкова, назвав его Бийской крепостью, давшей начало нашему городу Бийску… В память обо всех кузнецких казаках и особенно об отце и сыне Максюковых, мы недавно предложили властям города поставить памятник. Или назвать улицу в честь Максюковых и всех казаков-первопроходцев, — говорит Анатолий Цапко. – Подвиг казачьего отряда и Бикатунской крепости должен войти в историю.
Ради будущего России
И все-таки «наших» казаков вели из Кузнецка на Бию не только приказ, честь, заработки и азарт первопроходцев…
— Но и… — листаю в «казачьем» углу, в архиерейском доме Бийска, где открыт уникальный музей истории Алтайской духовной миссии, с одновременными экскурсиями и идущей реставрацией исторических стен, старые страницы… И перевожу дореволюционный шрифт: «…Блажен непорочный в пути, ходящий в законе господнем…»
…Приходит понимание, удивление и радость в душе, что казаков вело сюда, на Алтай… предназначение. И сгоревшими мучениками они стали на этой земле не случайно.
Судите сами… Если бы казаки не построили Бикатунский блокпост, потом – Бийскую крепость, ставшую с годами Бийском…То это место не стало бы дальше центром Алтайской духовной миссии, прослужившей здесь в 1830-1917 годах, крестившей Алтай, принесшей туда, на край света, грамоту, медицину, прогресс… И ведь именно там, в Бийске, в миссии, явили себя миру учитель и ученик, Макарий (Глухарев) и Макарий (Невский)…
Глухарев в такой глуши — сделал один из первых в России переводов Библии (!) – с языка оригинала на русский, став для страны сенсацией!
— А Макарий Невский, семь лет управлявший Алтайской духовной миссией, построив на Алтае 200 храмов, открыв 84 школы, построив духовное училище (в котором учились в том числе шорцы. – Ред.), в 1912-м был высочайшим указом Николая Второго назначен митрополитом Московским и Коломенским. И четыре с половиной года был, по сути, главой православной церкви России до марта 1917-го, он был… как сейчас патриарх Кирилл, — рассказывает историк Коваленко, показывая, как же только сейчас возрождаются архиерейский дом и историческая правда…
— В 2000 году Макарий (Глухарев) и Макарий (Невский) были причислены — оба — к лику святых. Нетленные мощи Макария (Невского), ближнего к нам по времени, освидетельствованы в 1957-м и повторно — четыре года назад, — объясняет историк… Да, это чудо. И казаки-первопроходцы, расчистившие место для будущего, это знали…
Лариса Максименко.
20.01.2016 в 10:49
Жаль, не упомянут миссионер Алтайской духовной миссии Василий Вербицкий. Он основал миссионерский стан в Кузедееве и многими летами совершал большие выходы на Мрассу, в шорские селения. Возвращался вниз по течению, в Осиновский острог, потом в Кузедеево.
В Усть-Анзасе им была построена церковь и основан христианский приход. Некоторые строения живы по сей день.
Вербицкий стал автором шорского букваря, перевёл на шорский язык Евангелие и принёс в Горную Шорию грамоту.
Кемеровская епархия издала записки Вербицкого — интереснейшее историческое и этнографическое свидетельство…
Ответить