Маршруты помощи

Здравоохранение Кузбасса приступило к выстраиванию четких маршрутов своевременного обследования пациентов с подозрением на онкозаболевание. Это позволит сократить период их хождения по больницам, установить диагноз и начать лечение в кратчайшие сроки.
Необходимое условие
Проблема роста онкозаболеваемости актуальна во всем мире. Так, в Кузбассе за последние десять лет она выросла у мужчин на 11.9%, у женщин на 14.9%. Соответственно, с каждым годом возрастает и нагрузка на онкологическую службу.
Сегодня на учете у кузбасских онкологов состоят более 51 тыс. пациентов. Из них половина уже перешагнула пятилетний рубеж после завершения лечения, а 22% прожили 10 лет и более. Диспансерное наблюдение показано им пожизненно. Благодаря повышению качества диагностики и лечения армия спасенных людей будет продолжать расти. И в дальнейшем (ведь болезнь может вернуться) они должны иметь свободный доступ к адекватной помощи. Но для этого необходимо не только перестроить работу онкологической службы, но и активнее задействовать учреждения общей лечебной сети. Это позволит онкологам детально заниматься оргметодработой в части организации своевременной помощи «своим» пациентам.
Акцент – на четкость и прозрачность
«Наши разработки основаны на принципах трехуровневой системы, уже зарекомендовавшей себя в России, – комментирует ситуацию главный врач Кемеровского областного клинического онкологического диспансера кандидат медицинских наук Сергей Александрович Коломиец. – Первый уровень – это амбулаторно-поликлиническое звено, где больные получают первичную помощь. Она подразумевает обязательный, определенный стандартами объем исследований, и благодаря программе модернизации здравоохранения их можно выполнять сегодня во всех городах и районах области. На второй уровень – в стационары общего профиля, межтерриториальные диагностические центры, первичные онкоотделения – должны направляться лишь те больные, которым необходимы дополнительные методы диагностики и лечения. На третий — в специализированные медицинские учреждения — уходят пациенты, нуждающиеся в узкоспециализированной помощи, которую в другом месте им просто не смогут оказать. Проблема в том, что на практике эта схема работает порой сумбурно, создавая дополнительную нагрузку на всех этапах и затягивая сроки обследования. А мы намерены сделать ее четкой».
Поясним на примере. Допустим, у больного заподозрили рак желудка. В районной поликлинике врач осмотрел желудок с помощью эндоскопа. Но не сделал обязательных рутинных исследований: УЗИ и рентген. Для уточнения диагноза пациента направляют в онкодиспансер. Уточнить без этих анализов невозможно. А утром больной позавтракал, рентген желудка выполнить нельзя. Чтобы оценить на УЗИ состояние поджелудочной железы, также необходима подготовка… И ему либо предлагают дообследоваться у себя на территории, либо ставят на очередь в диспансере, а она объективно немаленькая.
В прошлом году в КОКОД обратились около 68 тысяч кузбассовцев. Из них 19 тысяч первично: их направили сюда для уточнения диагноза и лечения. Нехороший диагноз подтвердился только у 4,5 тысячи пациентов. Но чтобы остальные 14,5 тысяч могли вздохнуть с облегчением, специалисты диспансера провели колоссальную работу, которую вполне могли выполнить медучреждения общей сети. А онкологи в это время направили бы свои силы на тех, кто действительно нуждался в их помощи.
«Эффективность лечения значительно выше, если опухоль выявляется на I-II стадии, – объясняет главврач КОКОД. – Когда болезнь достигла III-IV стадии, рассчитывать на полное излечение сложно. Но даже в этой ситуации, используя комбинированные методы терапии, мы можем добиться серьезных результатов, продлив человеку жизнь».
Заданным курсом
Департамент здравоохранения уже подготовил приказ, в котором четко расписан алгоритм действий медиков общей лечебной сети при подозрении на рак того или иного органа.
Сюда входит набор необходимых исследований, их последовательность. В каждой поликлинике планируется ввести должность ответственного за раннее выявление и своевременное лечение онкобольных. Кроме того, в здравоохранении каждой территории Кузбасса появится специалист, который станет курировать всю эту работу и реагировать на малейшие сбои. Если больной не сможет пройти обследование в своей поликлинике, куратор, задействуя административный ресурс, сам будет решать вопрос его обследования в другом медучреждении. То есть хождение пациентов по больницам сократится до минимума. Месяц – предельный срок, в течение которого необходимо установить диагноз и начать лечение.
Специализированная онкологическая служба Кузбасса представлена сегодня двумя самостоятельными онкодиспансерами в Кемерове и Новокузнецке и четырьмя онкологическими отделениями в составе городских больниц Анжеро-Судженска, Белова, Полысаева и Прокопьевска. Они будут «забирать» часть пациентов на себя.
Кемеровский областной медицинский информационно-аналитический центр уже разработал программу, которая сделает движение пациентов «прозрачным» как для них самих, так и для медиков. Благо, что истории болезни в облонкодиспансере заполняются теперь в электронном виде. Роль главного координирующего органа отведена оргметодотделу КОКОД. Его специалисты будут вести мониторинг: успел новый пациент с подозрением на грозное заболевание обследоваться в рамках «зеленого коридора» или превысил сроки, и его фамилия попала «в красную зону»? Если второе, будут выяснять, почему он не дошел до онкологов вовремя. И в каждом случае принимать своевременные персональные меры.
И это работает!
«Мы уже опробовали новую схему «в ручном режиме» и убедились, что она работает», – с удовлетворением отмечает Сергей Александрович Коломиец.
2 июля врачи онкодиспансера в составе медицинского автопоезда побывали в Гурьевском районе. Местные медики подготовили для них 50 пациентов, у которых в ходе диспансеризации был заподозрен рак. Онкологи составили для группы риска план обследований, которые пациенты прошли рядом с домом. В результате у пяти человек диагноз подтвердился. 16 июля двое больных раком легкого уже ожидали операции в онкодиспансере. Еще одна пациентка с установленным раком молочной железы в этот же день должна была приехать на заседание лечебно-клинической комиссии, чтобы уточнить дату госпитализации и план лечения. Двоим потребовалось дообследование в условиях онкодиспансера, и его назначили на 23 июля. То есть в контрольный месяц уложились все.
В «ручном режиме» специалисты оргметодотдела КОКОД отслеживали движение пациентов по телефону. Когда логистическая схема заработает в полной мере, всю информацию они будут получать по защищенным каналам связи через интернет.
Валентина АКИМОВА.
Кузбасс, 22 июля 2015 года