Прогулки по ночному небу
Мы стоим на краю Вселенной, и я спрашиваю Павла Матвеева:
– Если так часто, как вы, смотреть в телескоп, не возникает ли огорчение, что мы где-то на периферии звездного неба живем?
– Наоборот, – улыбается Павел. – Радуешься, что живешь в спокойных областях Вселенной, что никакие звезды рядом не взрываются, черные дыры не угрожают…
Ночь нежна, а Солнце – одиноко
На такой спокойной планете Земля, в полях, где-то под селом Елыкаево, вовсю стрекочут во тьме сверчки, а ясное ночное небо опрокидывает на нас россыпи звезд. Тугой нереальный свет лазерной указки взмывает к ним, прочерчивая тьму, и мы по очереди приникаем к телескопу. И небо открывается невиданными до сих пор деталями.
– Такой вот крест, видите, – это созвездие Лебедя, здесь самая яркая звезда – Денеб, – показывает Павел. – Или посмотрите на эту красивую пару: большая оранжевая и маленькая ярко-голубая звёздочки. В космосе одинокие звезды, как наше Солнце, очень редко встречаются. Всегда образуют либо скопления, либо пары. Это звезда Вега в созвездии Лиры, одна из самых ярких на небе после Сириуса. А это – Альтаир в созвездии Орла. Мы видим их такими, как они были 400 лет назад, настолько они от нас удалены. Сами по себе звезды очень яркие, если бы мы наше солнце видели на таком расстоянии, то это была бы ничем не примечательная звездочка.
Перед нашими глазами открываются в «окно» телескопа шаровые звездные скопления. Конечно, мы не думаем постоянно, что живем в галактике, среди миллиардов звезд, собранных в спирали. А вокруг каждой галактики есть свои «пригороды» – очень компактные шаровые скопления, звезды, собранные в глобалы, как снежные комья…
Но стоит только на минуту отвлечься от телескопа, как звезды норовят вырваться из центра обзора, стремительно сдвинуться в сторону.
– Звезды смещаются в поле зрения из-за вращения Земли, – объясняет Павел. – Увеличение большое, поэтому видно, как Земля вертится.
Никогда в жизни я так явственно не ощущала вращения Земли. А тем временем в телескопе яркой звездочкой, покачиваясь кольцом, плывет Сатурн…
Когда соблазняют кометы…
Такие увлекательные экскурсии по небу Павел Матвеев проводит, конечно, только в ясные ночи. Строитель по специальности, он всю свою сознательную жизнь изучает звездные атласы и астрономическую литературу, наблюдает в телескоп и может моментально найти в космосе любой объект.
А началось всё с… кометы. Говорит, что ещё маленьким мальчиком в 1997 году был поражен завораживающим полетом яркой и видной невооруженным глазом кометы Хэйла-Боппа, которая пролетала мимо Земли. А когда в 2007 году в космосе незабываемо взорвалась ещё одна комета – Холмса, уже систематически стал искать материал в интернете, наткнулся на астрономический форум и решил купить себе телескоп. И 1 августа 2008 года он уже с хорошим оборудованием поехал в Новосибирск смотреть полное солнечное затмение:
– На берегу Обского моря мы были с телескопом, там встретили любителей из Германии и Голландии, так что у нас получились международные наблюдения. После этого стал активно выезжать за город, наблюдать, изучать. И пока учился в КузГТУ, на конференциях специально делал доклады по этой теме. А когда в первый раз в телескопе увидел звездное небо, было ощущение, что в иллюминатор космического корабля смотришь: так всё близко. Восторг был несказанный. Поэтому такие экскурсии для желающих – это лично моя идея, она давно витала в воздухе, хотелось поделиться этим ощущением. Я возил с собой многих друзей, и интерес был неподдельный. Подумал: почему бы в массы это не продвинуть?
Надо сказать, что отклик получился неплохой. Оказалось, что желающих поднять голову от земли и посмотреть на звезды в нашем городе не так уж мало. И столь необычные экскурсии сегодня приобретают все большую популярность.
Сверхновые в пределах видимости
Ещё одно из самых интересных зрелищ в ночном небе, которое можно увидеть в телескоп, – это взорвавшиеся сверхновые звезды. Любая звезда, выжигающая свое «топливо», сначала увеличивается в размерах, раздувается, становится нестабильной и сбрасывает оболочку. Тогда образуются интересные туманности. Зимой, например, из наших широт хорошо видна знаменитая туманность Ориона, большой космический кокон в котором формируют тысячи звезд.
А вообще небо в разные времена года выглядит по-разному. Летом, например, у нас очень ясно виден Млечный путь. А весной мы больше смотрим на «соседей». Скажем, в созвездии Девы сверхскопление галактик очень хорошо видно в апреле. Для самого Павла в плане наблюдения особенно интересна зима–начало весны, потому что в это время атмосфера очень прозрачная. Летом же в воздухе все-таки стоит пыль, которая мешает видимости.
— Мы долго пытались найти место, куда можно постоянно ездить, в том числе зимой, – рассказывает Павел. – В городе, особенно с момента, когда стали ставить ртутные лампы для освещения, небо «забивается» светом. Путем проб и ошибок нашли несколько точек за городом.
Научная польза от любви к космосу
Людей, которые «больны» ночным небом, уже достаточно много. И нередко они помогают профессиональным астрономам.
— Любители могут, собрав свои наблюдения, подать заявку, которая подтверждается в профессиональной обсерватории, — объясняет Павел. — Например, в позапрошлом году два российских любителя открыли комету. Или, скажем, в 2014 году было яркое событие: в одной из соседних галактик была обнаружена сверхновая. Когда эта звезда взорвалась, то светилась во много раз ярче, чем вся эта галактика. Любители наблюдали этот процесс, отмечали изменения яркости и интенсивности этой вспышки, фотографировали… Это тоже приносит научную пользу.
Евгения РАЙНЕШ.
г. Кемерово.