Читатель

Борис Акунин. Планета Вода: Приключения Эраста Фандорина в ХХ веке. М., Захаров, 2015. 416 с.
Спасение на водах
В книжке три повести. В первой («технократический детектив») Эраст Фандорин, начитавшись Жюля Верна, увлекается подводным плаванием и вынашивает проект поднять со дна моря золото с затонувшего в XVI веке испанского галеона. Положим, денег добыть, с его-то везением, он мог бы и на рулетке в Монте-Карло. Но надобно шагать в ногу с новорожденным веком. Верный самурай Маса, понятно, становится непревзойденным водолазом, а сварливый изобретатель Пит Булль (русский еврей, эмигрировавший в США) конструирует для Фандорина субмарины и акваланги. По этой части, кстати, в книжке допущены нарочитые анахронизмы. Например, подводные лодки с двойным корпусом появились только в конце 1920-х. Между тем фандоринское суденышко уже в 1903 году имеет двойной корпус, напоминает по форме лимон и носит соответствующее название.
Водоплавающего Эраста пытаются завербовать сначала британцы, затем Наполеон IV – двоюродный внук императора, построивший под одним из островов Канарского архипелага подземный город и мощный подводный флот. Цель его – контролировать все моря и океаны и создать всемирную империю. В тайных цехах и лабораториях на него работают тысячи людей, агенты его шныряют по всему миру. Но Фандорин в манере Джеймса Бонда побеждает нового узурпатора и уничтожает его логово.
Во второй повести («ностальгический детектив») Эраст Петрович расследует убийство своей давней возлюбленной, ставшей игуменьей монастыря в глухих лесах Заволжской губернии. Монастырь стоит на неприступном островке посередине реки, так что и тут не обходится без приключений на воде. Среди героев – беглые каторжники, фанатичные или слабоумные монашенки, уездный чиновник-самодур, дама с медицинским образованием и остервенелым нравом, мудрый благочинный отец и пр.
В третьей повести («идиотический детектив») противник Фандорина – грабитель-эстет, болезненно чистоплотный и франтоватый поляк. Действие происходит незадолго до Первой мировой войны, на границе России и Австро-Венгрии, по большей части на железной дороге, но кончается всё гонкой на лодках по реке. Интересно, что злодей не раз оказывается в руках сыщика, но постоянно разводит его на абстрактный гуманизм. Результат печальный – полтора десятка трупов. В повести мелькают политэмигранты Владимир Ильич и Иосиф Виссарионович.
Как обычно, главное у Акунина – не характеры героев, а исторический фон. Правда, декорации начинают повторяться: и морские подводные приключения, и таежно-скитские страсти, и приграничные интриги спецслужб мы уже встречали в других книжках этого автора. К тому же социологи утверждают, что всякое общество – открытая система: руководство его черпает часть власти и энергии извне, посредством войны и внешней торговли. Поэтому глобальная империя и всемирное правительство невозможны: вся мощь, которой располагает центр, окажется «снизу», у правителей не будет независимых источников энергии. Лишь гипотетическая встреча с инопланетянами может изменить положение. Так что герои-одиночки могут не утруждаться: любая всемирная империя вскоре неминуемо развалится от естественных причин.

Елена Павлова. Укротители лимфоцитов и другие неофициальные лица. М., АСТ, Сorpus, 2014. 240 с.
Шарашка-на-крови
Елена Павлова живет в Праге, работает в медицинской клинике, по профессии – ученый-иммуногенетик. В ее дебютной книжке описывается жизнь исследовательской лаборатории: гранты и докторанты, статьи и конференции, теории и эксперименты, скандалы и интриги. Мир это крайне замкнутый: даже маршрутный автобус, который ежедневно везет героев на работу от метро, на три четверти полон учеными и медиками. В командировке в экзотическую Бразилию герои тем более варятся в собственном соку, и лишь один из них умудряется установить близкие контакты с аборигенами.
Писательница постаралась рассказать о своих героях легко и весело, нанизывая байки, анекдоты и игривые описания. Иногда мешает желание во что бы то ни стало выказать остроумие. Как в школьном упражнении: простое предложение нужно сделать распространенным, и «Школьники поют» превращается в «Прилежные школьники весело поют». Причем с хохотком и с ужимкой: смотрите, дескать, какие бодрые идиоты. Хотя полученная фраза от этого не становится менее шаблонной. Впрочем, в целом книжка занимательна и многие истории в ней хороши. А теоретические главы, где рассказывается о механизмах иммунитета, о болезнях крови, о практике трансплантации органов и этических ее аспектах, о том, как делают науку и добиваются признания, имеют еще и познавательный характер.
А в общем и целом – напоминает и «Понедельник начинается в субботу» Стругацких, и «В круге первом» Солженицына. И зачем, спрашивается, устраивать закрытые шарашки для ученых, когда всякая нормальная лаборатория и без того тяготеет к этому образцу, еще со времен древнеегипетских храмов, монастырских скрипториев, башен астрологов и подвалов алхимиков.
Олег ТРЕТЬЯКОВ.
Книги предоставлены магазином «Декарт».