Соцсети:

Пропасть в центре мира

4 июня 2015 | Олег Третьяков

Гордеев-КарьерjpgСегодня в поле нашего внимания – офорт Алексея Гордеева «Карьер» из графической серии «Шория моя».

Эта работа была создана в 1966 году, неоднократно выставлялась и воспроизводилась в печати и стала уже своего рода эмблемой. Ныне она находится в коллекции Кемеровского областного музея изобразительных искусств.

Художник Гордеев

Алексей Семенович Гордеев родился в 1915 году в Красноярске. Работал литейщиком и мотористом, посещал изостудию при железнодорожном клубе. В 1938 году был призван в армию, участник Великой Отечественной войны. После демобилизации вернулся в Красноярск, работал художником-оформителем. В 1948-м перебрался в Кемерово, трудился копиистом в товариществе «Художник», вскоре стал выставлять самостоятельные работы.
Гордеев не получил профессионального образования, но никогда не упускал случая поучиться ремеслу. В 1960 году стал участником республиканской выставки и был принят в Союз художников. Начинал он как живописец, но в 1960-х обратился к графике – офорту, линогравюре и монотипии. Говорят, это было связано с расстройством зрения. Однако в последние годы жизни художник работал в технике гуаши и пастели. Дело, видимо, и в том, что линогравюра и офорт в 1960-х вошли в моду. И в том, что эти техники оказались созвучны дарованию Гордеева.
Он был заядлым путешественником и особенно часто бывал в Горной Шории. Излюбленным его жанром был пейзаж, а в 1960-х –
именно индустриальный пейзаж, так что «Карьер» – работа для Гордеева типичная. Она исполнена в броской, почти плакатной манере. Гордеева упрекали в репортажной упрощенности и некоторой конъюнктурности, но именно в техниках линогравюры и офорта он создал ряд работ музейного достоинства. Умер художник в 2004 году, немного не дожив до девяноста.

Пуп земли

«Стартовала туристско-краеведческая экспедиция «Тропою угля», – писала газета «Кузбасс» в августе 2005 года. – В программе экспедиции – открытие памятного знака в географическом центре Кузнецкого угольного бассейна. Он определен впервые с помощью новейшего спутникового оборудования. Эта точка находится на Караканском перевале неподалеку от одноименного угольного разреза. В основание памятного знака, который повторяет очертания карты Кемеровской области, вмонтированы кусочки угля».
Понятие Пупа земли известно многим традициям. Древние греки помещали Пуп земли в Дельфах, где находился общеэллинский храмовый центр. По преданию, именно над Дельфами встретились два орла, посланные Зевсом с востока и запада. Сам Пуп земли, или омфал, представлял собой полукруглый белый камень. Неподалеку от него находился вход в Аид, греческую преисподнюю, так что Пуп земли рассматривался и как ось, которая соединяет разные миры и разные уровни вселенной.
Славянский Пуп земли – это бел-горюч камень Алатырь. Название это производят то ли от алтаря, то ли от Алтая, который еще в XVIII веке называли попросту Камнем. В географическом смысле Караканский перевал, как и весь Салаирский кряж, – не что иное, как предгорья Алтая. Стоит напомнить, что Алтай был важнейшим центром этногенеза индоевропейских, финно-угорских, тюркских и маньчжурских народов – именно тех, что населяют нашу страну, от Карелии до Приморья.
Горючие качества славянского омфала угольному региону как нельзя более к лицу. В «новейших спутниковых методах» нетрудно различить современную версию способа, испробованного Зевсом, с пущенными с разных концов земли орлами. А упомянутый угольный разрез сильно напоминает вход в преисподнюю. Кто не верит, пусть прочитает начало дантова «Ада»: там описывается точно такая же огромная воронка.

Сумма географии

Дело усугубляется тем, что сразу несколько Пупов земли имеется в сопредельных регионах. Скажем, географический центр Азии находится в Туве, несколько южнее наших мест. Центр Евразии – в Казахстане, близ Семипалатинска. Центр СССР находился близ границы Тюменской и Томской областей.
Центр Российской империи приходился на Новониколаевск, нынешний Новосибирск, где даже восстановили на этом месте часовню посреди Красного проспекта. Что же касается нынешней России, ее географический центр несколько отодвинулся на восток и находится в Красноярском крае. Мы живем примерно посередине между этими сакральными точками.
Таким образом, символический центр Кузбасса – это еще и «среднее географическое» нескольких других центров. Это сердцевина самого большого из земных материков, колыбели многих славных цивилизаций. А также средоточие самой большой страны на свете. Границы свои она сама нетвердо представляет – то-то они меняются по нескольку раз в столетие. Но центр, как мы убедились, остается почти неизменным.

«Суровый стиль»

Карьер у Алексея Гордеева скорее всего железнорудный. Впрочем, угольные разрезы до начала 1960-х тоже именовали карьерами, так что здесь нет принципиальной разницы. Важнее для нас то, что Гордеев изображает свой карьер совершенно в дантовской традиции.
Сказался в его офорте и очень влиятельный в 1960-х годах «суровый стиль», который рассматривают как своего рода протестантскую Реформацию по отношению к благостному соцреализму поздних сталинских времен. Лаконичность, резкие контрасты черного и белого, сочный и размашистый штрих линогравюры и офорта стали эквивалентом сурового стиля в графике.
По словам искусствоведа Алексея Бобрикова, ведущей темой сурового стиля был труд, понимаемый как подвижническое преодоление и протестантская аскеза. Тема покорения природы также близка идеологии кальвинизма. «Чаще всего в основе подобного сюжета лежит героическое противостояние человека и дикой природы, некое насилие над природой, близкое к изнасилованию («Не стоит ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача»); вторжение в ее недра, извлечение природных ископаемых или изменение естественного течения рек».
Герои сурового стиля – посланцы цивилизации, физики, геологи, рабочие-первопроходцы. Для этой стилистики важны рационализм и минимализм, чистота и строгость, контрастная черно-белая гамма. Линогравюра и офорт, как и черное-белое кино, до сих пор ассоциируются с шестидесятыми и шестидесятниками.

Черное и белое

Впрочем, определенный дуализм был свойствен соцреализму с самого начала. Этот метод был вдохновлен ленинским лозунгом о «построении социализма в отдельно взятой стране», причем «во враждебном окружении». На эту же идею работал сталинский тезис о неминуемом обострении классовой борьбы по мере построения социализма. Во время Великой Отечественной на первый план вышло противостояние социализма и фашизма. Никуда не делась дуалистическая модель и во время «холодной войны».
Искусство начала хрущевской оттепели потихоньку отказывается от наиболее скомпрометированных советских мифов, но сохраняет теплоту и умиление. «Суровый стиль» отвергает и эту оптимистическую теплоту и видит мир исполненным бескомпромиссных противоречий, в пределе – черно-белым. Именно поэтому в 1960-х были так востребованы офорт и линогравюра, с их контрастным сопоставлением черно-белых масс.
Нетрудно связать этот дуализм и с нашим Пупом земли. Исследователи мифологии утверждают, что дуалистическое мировоззрение возникло именно в урало-алтайском регионе. В сибирских традициях не только шаманы, но и кузнецы часто делятся на белых и черных. Позднее на Алтае и в Саянах процветало дуалистическое манихейское учение. Восходит оно к временам Древнехакасского каганата (840–1293), ядро которого составили саяно-алтайские тюрки. Остатки манихейства обнаруживают в традиционных шаманских верованиях алтайцев, шорцев, хакасов, тувинцев и других сибирских народов.
Страсть Алексея Гордеева к художественному исследованию Горной Шории, конечно, прямо не связана с подобными верованиями. Но что-то созвучное своему излюбленному суровому стилю в природе и мировоззрении этих мест он, несомненно, интуитивно ощущал. В общем, и в скромном производственном пейзаже можно различить и запечатлеть космический размах и архаические глубины.

Олег Третьяков.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним