Соцсети:

Лучшие гиды жизни

1 июня 2015 | Газета «Кузбасс»

С активным развитием туризма в Кузбассе растет необходимость в квалифицированных кадрах этой сферы. Какого же специалиста ждут в турфирмах?

Когда кадры решают

Эти проблемы обсуждали на днях в Кемерове на выездном заседании президиума учебно-методического объединения (УМО) учебных заведений нашей страны. Мероприятие было организовано Российским государственным университетом туризма и сервиса (Москва), Томским политехническим университетом и Кемеровским госуниверситетом в рамках международного проекта «Сеть региональных ресурсных центров по туризму». В нем приняли участие представители более двадцати вузов России.

Развивающаяся в нашей стране (и Кемеровская область – не исключение) сфера туриндустрии предъявляет новые требования к профессионалам, решившим посвятить себя данной отрасли. И здесь специалисты едины во мнении: главная проблема туристского образования, как и любой другой прикладной специальности, заключается в том, чтобы найти баланс между необходимой теорией инноваций и подготовкой прикладных навыков. С одной стороны, студент не должен выходить из стен вуза, накачанный фактами, которые ему ничего не дадут в реальной деятельности. С другой — он должен выйти интеллектуально подкованным человеком, чтобы уметь на должном уровне общаться с клиентом. С третьей стороны – он должен уметь подготовить и продать продукт. И так, чтобы клиент вернулся к нему ещё не один раз.

В ходе конференций, круглых столов и выездных заседаний представители туриндустрии и учебных заведений, а также музейные работники искали ответы на вопросы, как выработать стратегию и тактику подготовки «идеального выпускника».

Выработка языка общения

В Кузбассе подготовка специалистов туриндустрии ведется в нескольких вузах. У каждого своя специфика, в зависимости от профиля. Но в основном подготовка осуществляется в рамках дополнительного образования или бакалавриата.

Пока единственный на сегодня вуз в области, где существует магистратура по профилю «Туризм в Сибирском регионе», — это КемГУ. Началось всё с 2009/2010 учебного года — с программы дополнительного образования. Затем появился первый проект «Создание магистратуры в Сибирском регионе», в котором участвовали четыре вуза СФО. Результатом его реализации и стало открытие магистратуры. В этом году будет уже третий выпуск магистрантов.

В этом направлении развивались и образовательные программы УМО в рамках проекта TEMPUS (поддержка процессов модернизации высшего образования предполагает разработку и реализацию серии образовательных программ в сфере туризма и гостеприимства), в котором участвовал, наряду с другими вузами страны, и наш КемГУ. Кстати, проект изначально предполагал развитие дополнительного образования для тех, кто уже работает в сфере туризма. Специалисты, которые готовят кадры в этом направлении, отмечают, что TEMPUS дал большой опыт направлению именно потому, что пришли учиться практики. Было даже несколько случаев, когда преподаватель вынужден был что-то менять в программе, что-то вводить дополнительно, потому что возникала потребность сочетания прикладного с теоретическим.

— Наша база оказалась для этого направления уникальной, — объясняет Константин Юматов, декан факультета истории и международных отношений, — потому что есть кафедры исторические, иностранных языков и экономической теории. Туризм находится как раз на стыке этих направлений. Экономика, язык, историко-культурное наследие — всё это позволяет нам готовить полноценного специалиста в области туризма. Кстати, у нас самым востребованным направлением сразу же оказалось языковое. Когда к нам поехал иностранный турист, с ним появилась необходимость разговаривать, а у нас на заре развития туризма в эту сферу приходили люди с самым разным образованием. И язык стал одной из ключевых проблем, для Кемеровской области – точно. Как декан я вижу наши задачи в том, чтобы студенты были способны работать в отрасли практически сразу после окончания вуза. А для этого они должны начинать практическую деятельность ещё в вузе. Нам нужно постоянное взаимодействие и сотрудничество с турфирмами. 

Социальный заказ для реальности

Таким плодотворным сотрудничеством бизнеса и образовательных учреждений в подготовке высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, стала четырехмесячная стажировка студентов в отелях Турции, реализованная Кузбасской торгово-промышленной палатой совместно с «Пегас-Туристик» и вузами.

— Академизм, который сейчас присутствует в формировании учебных программ, нужно приближать к практике, — говорит Юрий Голуб, генеральный директор международной туристической фирмы Intourservice. — Академическое образование необходимо, но ценность приобретает смещение в сторону профессиональных навыков с учетом требований времени. Хотелось, чтобы те знания, которые дает высшая школа, были бы максимально применены в ближайшее время. Мы, практики, формируем социальный заказ, какого специалиста хотим получить на выходе. Одно из главных пожеланий – чтобы не приходилось тратить большого количества времени для социальной адаптации специалиста в реальные условия труда, в реальную ситуацию. Проект, который был реализован совместно с Торгово-промышленной палатой, по прохождению практики на анталийских курортах, как раз работал на это направление. Я участвовал в защитах дипломов и видел, что студенты, которые прошли практику на реальном объекте, как специалисты на две головы выше, чем чистые «теоретики».

Евгения РАЙНЕШ.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним