Соцсети:

Твердокаменный гость

28 мая 2015 | Олег Третьяков

театрИз «Ромео и Джульетты», ежели ее осовременить, может получиться «Тимур и его команда», а может и «Вестсайдская история». Сюжет-то один и тот же: история любви на фоне вражды молодежных группировок.

А уж история легендарного дона Хуана Тенорио из Севильи (он же Дон Жуан, он же Дон Гуан, он же Дон Джованни) – в первой мировой тройке по количеству пересказов и трактовок: ее переосмысляли много сотен раз в самых разных странах.

Спектакль носит учебно-экспериментальный характер, о чем создатели честно предупреждают публику. Это не первый режиссерский опыт актера Федора Бодянского, но первая его вполне самостоятельная постановка. В ней задействованы студенты четвертого курса Кемеровского университета культуры и искусств. Некоторые из них уже заняты во вспомогательном составе театра, для других это дебют на профессиональной сцене. В любом случае, спектакль включен в репертуар театра, а стало быть, о нем следует говорить без скидок на опытность (в смысле эксперимента) и неопытность (в смысле молодости).

Герои одеты в современные костюмы, местами даже с покушениями на моду. Текст «маленькой трагедии» Пушкина сохранен, но манера его подачи, нарочито отрывистая и максимально разговорная, мало напоминает декламацию. Лишь в самых патетических монологах можно уловить движение стиха. Ощутимо оно и в интерлюдиях – вставках из пушкинского «Пира во время чумы», исполняющих здесь функцию кратких моральных поучений. Музыка культовой группы конца 1960-х из спектакля несколько выпирает, придавая всему действу характер, с одной стороны, интернациональный, а с другой – камерный и домашний.

Вся совокупность этих нехитрых приемов переводит сюжет о Дон Гуане совсем в иной план. Изящная пушкинская притча превращается в мелодраму из жизни сегодняшних подонков, с легким экзотическим колоритом, слегка неаполитанским, чуть-чуть пуэрториканским, но не в последнюю очередь южносибирским. При этом постановщик не ищет глубины и соразмерности, он намеренно выстраивает, прежде всего, жесткую этическую конструкцию, отодвигая на задний план романтический демонизм, философско-религиозные глубины и красивые испанские страсти.

Дон Гуан в исполнении Антона Родионова – просто юноша-мажор, упивающийся безнаказанностью; непонятно, чем он может прельстить своих возлюбленных, кроме денег. Зато Лепорелло в исполнении Леонида Верлана становится главным героем спектакля. Манера его игры нарочито лаконична: немножко мимики, несколько статуарных поз, и этого вполне хватает, чтобы намекнуть на маленькую трагедию в душе маленького героя.

При этом сюжетная коллизия разрешается просто, в духе балабановских «Жмурок». Правда, не очень понятно, при чем тут Каменный гость, явления которого публика так и не дождется. Впрочем, главного героя вполне можно трактовать как Мраморного фавна, учитывая, что романо-латинский дух из этой истории все же до конца не выветрился.

В общем, Федор Бодянский сумел нас убедить, что и его версия вечного сюжета имеет право на существование. Внятная мораль, жесткий социальный подтекст, динамичное развитие действия, понятный молодой публике театральный язык – уже немалые достоинства.
Олег Третьяков.

«Каменный гость»
Спектакль Кемеровского театра для детей и молодежи по мотивам трагедии Александра Пушкина. Постановка Федора Бодянского. Музыка The Doors. В спектакле заняты Антон Родионов, Леонид Верлан, Владлена Вульферт, Ольга Ткаченко, Анастасия Курмашева, Олег Пашков. Премьера состоялась 22 мая 2015 года на Малой сцене.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс