Соцсети:

Легенда на экспорт

26 мая 2015 | Татьяна Минеева

Черепанов-сам-по-себеКреативный директор команды POWER Brand Владимир Черепанов в 2012 году запустил проект I’m Siberian, который зацепил за живое так много сибиряков, что рожденный в Новокузнецке бренд победно зашагал по разным городам Сибири. Сегодня он известен не только в России, но и за ее пределами. Под брендом I’m Siberian выпускаются одежда, сувениры, развивается внутренний туризм, проходят креативные акции.

Идея объединила тысячи незнакомых друг с другом  людей, которые гордятся тем, что они сибиряки и живут на территории размером 9 миллионов 734,3 тысячи квадратных километров, на которой может разместиться 15 Франций!

Цель открытого социального проекта I’m Siberian — популяризация на современном культурном уровне  Сибири во всем мире.  Идея пришла, когда я был за границей, — рассказывает Владимир. – Приходилось долго объяснять, откуда приехал: у иностранцев Россия, значит, Москва. Начинаешь говорить, что ты из Новокузнецка, следует вопрос: «Это где?». При слове «Сибирь», округляются глаза. Как сказал мне один ирландец, в его представлении Сибирь – это что-то огромное, белое, дикое, заброшенное, морозное. И даже немного опасное, а потому будоражащее. Сибирь для иностранцев – фантастика, загадка, новая экзотика. Я стал думать, как эту неизвестность, этот вызов превратить во что-то позитивное? Пришел к выводу: необходима легенда».

Сибирь может дать очень многое современному миру, уверен Черепанов. Европейцы давно не знают, что такое настоящая природа. Ее невозможно почувствовать – все давно закатано в асфальт, обработано, оцивилизованно. Им не хватает естественности настоящей жизни. У нас же огромный дикий край, где природу невозможно победить, потому что есть тайга с дикими медведями, есть морозы, с которыми не поспоришь. Это невероятно интересно многим людям в разных странах, а значит, это можно экспортировать. Именно в Сибири, по мнению новокузнечанина,  должна вырасти новая философия, смысл которой в том, чтобы жить по законам природы.

Около двух лет проект лежал в столе. До тех пор, пока Владимир не познакомился с Женей Старостенко (сейчас он в дизайнерской команде POWER Brand арт-директор). Он, по словам Черепанова, дал идее огромный пинок. В результате сегодня это окрепший, самостоятельный, рвущийся вперед социальный проект, а бизнес, скажем так, его побочный эффект.

Черепанов-Я-из-Сибири-

Что нужно для того, чтобы раскрутить проект, сделать его успешным? Ответить на этот вопрос однозначно, наверное, не удастся. Одни идут интуитивно, другие штудируют специальную литературу, третьи перенимают опыт у коллег, пытаясь обойти те грабли, на которые есть вероятность наступить.  И все равно у одних получается, у других – нет. У парней все срослось, на мой взгляд, потому,  что они затронули такие тонкие струны души, как  любовь к малой  родине, потребность  ею гордиться.

Впрочем, самому Владимиру слово «гордость» не по душе. «Она демотивирует, заставляет отрицать очевидное, одевать розовые очки, дабы не видеть проблем, — считает он. – А в  Сибири их много,  главная – удаленность от центра. Из-за этого люди уезжают, особенно молодежь, которая ищет сегодня острых ощущений, чего-то взрывного.  Мы же хотим, чтобы Сибирь стала центром влияния, новых открытий. А это во многом зависит от нас, здесь живущих. Мы пытаемся убедить земляков, что  совсем не обязательно уезжать, чтобы добиться  больших успехов. Нам удается по-настоящему общаться с людьми во всем мире, потому что куда бы человек ни переселился из Сибири, он все равно остается сибиряком», — говорят ребята.

Они сразу отказались от стандартных каналов продвижения идеи. Чтобы остаться независимыми, не искали инвесторов, спонсоров. Раскручивали грандиозную задумку сами, вернее, министерство по делам медведей и морозов, которое возглавили.  Думаю, что проект пошел «на ура» еще и потому, что парни сделали из него праздник.  Фотосессии на заснеженных сибирских просторах, музыкальные треки о Сибири, медведь на презентациях. Любое мероприятие —  маленькое приключение, а это ведь чертовски привлекательно, особенно для молодежи.

Интересуюсь у Владимира, как выстраивалась цепочка:  бренд –  товар с логотипом -интернет-продажи – магазины — туристическая фирма?  «Одно из другого проистекало само собой. Бизнес – одна из частей проекта, но не самая главная, — объясняет Черепанов. – С его помощью возвращаются издержки и запускаются новые продукты. Футболки мы напечатали сначала для себя, но люди стали просить, сделать для них такие же. Какое-то время мы просто рассылали файлы для самостоятельного изготовления, потом понемногу начали заказывать тиражи и продавать изделия. Затем пошли запросы на то, чтобы открывать магазинчики для торговли нашим товаром. Теперь таких точек в Сибири и Москве двенадцать.  Одежду и сувениры мы распространяем в 40 городах, 25 странах».

I’m Siberian – зарегистрированный товарный знак, Владимир и Евгений внимательно следят за соблюдением авторских прав. Но для них важно, чтобы сибирские изделия появились на прилавках магазинов по всему миру — это поможет продвижению темы Сибири, поэтому они  передали право на их производство и реализацию во временное пользование  с отчислением процентов с прибыли. В этом случае марка остается в собственности лицензиара.

Со временем появились желание и возможность заняться туризмом, тем более что Ростуризм посчитал сибирскую инициативу новокузнечан очень ценной. Чиновники не сомневаются, что россияне и иностранцы должны приезжать в Сибирь на отдых, тем более что красоты здесь хватит на всех. «Мы работаем над формированием целенаправленного потока туристов из Европы, которые не хотят ленивого отдыха, а стремятся к движению и открытиям. Удалось привести первую группу из-за рубежа на Грелка-фест – спуск в купальниках в Шерегеше. Гости были абсолютно счастливы. Загорели, находились в экстазе от снега и эмоций. Параллельно зарабатываем на выездном туризме: возим сибиряков на лучшие пляжи мира. Пригласили эксперта, который знает, как получить максимум, заплатив минимум. Надеемся  запустить в ближайшее время туристический проект под названием «Синий автобус», который в формате экспедиции будет ездить по Горной Шории. Планируем транслировать путешествие в режиме он-лайн. Виртуально в турпоходе сможет поучаствовать любой желающий», — делится планами Владимир Черепанов.

«Вообще-то, это порочная практика, делить проекты на два полюса, — возвращается он  к вопросу о бизнес-цепочке. – Бизнес-проект может иметь социальные цели, социальный проект — быть бизнес-успешным».

Не поспоришь! Внутри большого проекта  I’m Siberian, есть много маленьких, к примеру, «Белые пляжи Сибири» и другие. Они не несут какой-то особой бизнес цели, скорее, зажигают, бодрят, поддерживают внутренний дух сибиряков.  Это так важно, ведь дух решает все!

«Мы предложили на страничке проекта  I’m Siberian в Фейсбуке: «Ребята, было бы клево, сделать фотосессию в купальниках на снегу». Идею подхватили и реализовали красноярцы. Подключились ребята из Омска, в Кемерово сняли отличный ролик. Из простой идеи получилась объемная история. Она работает на  I’m Siberian, на внутренний туризм, на здоровый образ жизни.  Информация кочевала по многочисленным СМИ, претерпевала поразительные метаморфозы, а когда добралась до английской газеты «Daily Mail», выглядела уже примерно так: в Красноярске планируют построить десять пятизвездочных отелей, чтобы наблюдать за северным сиянием».

Проектом  I’m Siberian новокузнечане доказали, что не все решают деньги. Есть вещи более определяющие. «Сначала нам очень трудно было выдерживать выбранную линию, — признается Владимир. – Иногда выносило в сторону чистого бизнеса, и мы понимали, что проект становится мертвым».

Работа  Владимира Черепанова и Евгения Старостенко   отмечена профессиональными наградами:  «За вклад в развитие Сибири», «Лучшая айдентика России», pr-премией «Соболь» и многими другими. Но больше всего сердца друзей греют почти 36 тысяч участников проекта, добровольных помощников, для которых слово «Сибирь» несет огромную смысловую и эмоциональную нагрузку.

Перспективы у проекта I’m Siberian, на мой взгляд, колоссальные. Черепанов и Старостенко не сомневаются в успехе: «Это будет постепенная экспансия Сибири на весь мир. Мы будем работать на Сибирь и сибиряков и постараемся сделать так, чтобы об этой территории в положительном контексте заговорили и в Европе, и в Америке, и в Австралии, — везде!».

«Но согласитесь, за три года проект не стал мейнстримом даже в Новокузнецке. О нем до сих пор знают, не все горожане. Может, стоит активнее рекламировать идею?», — высказываю я свою точку зрения.

Владимир не соглашается. «Нужен диалог, а не монолог. Наша стратегия не подразумевает ковровую бомбардировку, это же не стиральный порошок Тайд. Если проект  I’m Siberian станет мейнстримом, а, проще говоря, попсой, появится большое количество лишних людей, значит, он быстро пережуется и выплюнется. Мы делаем ставку на осознанность, трансляцию сибирских ценностей  от одного человека к другому. Люди объединяются, в первую очередь, вокруг идеи, а потом уже вокруг вывески.  Проект должен стать открытием и вырасти без искусственной стимуляции. Если не вырастит, значит, в нем не было необходимости. Наша задача, как авторов, — не изменить идее, не превратить ее в бизнес в плохом смысле этого слова. Такая опасность есть, если мы пренебрежем социальной составляющей».

Татьяна МИНЕЕВА.

Фото из личного архива Владимира ЧЕРЕПАНОВА.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс