Соцсети:

Испытано на детях

14 мая 2015 | Ольга Штраус

В Прокопьевском театре драмы в рамках проекта «Эксперимент-123» состоялась четвертая по счету режиссерская лаборатория под руководством известного театрального критика и продюсера Олега Лоевского.

Сцена для больших и маленьких

Одна неделя – срок, в который приглашенные молодые режиссеры на незнакомой труппе должны поставить эскиз спектакля – это хороший экстрим-тренинг и для театра, и для публики.
театр-прокопьевскВ самом деле: артисты мобилизуют все свои творческие силы; зрители, отсмотрев эскизы, голосуют за будущий репертуар (и начинают после ходить в театр); руководство театра при небольших затратах готово сформировать план: что ставить, кого приглашать, на кого из актеров делать ставку (ведь иногда именно на лабораториях артисты, пребывающие в тени, проявляют свои таланты).
Прокопьевск, кстати, вышел на уровень известных в России театров тоже благодаря лабораториям. Попал в обойму, стал ездить на фестивали… Нынче, например, сразу два его спектакля украшали афишу внеконкурсной программы «Золотой маски». Причем один из них, спектакль Семена Серзина «Это все она», вырос из лабораторного эскиза.
Так что от «детской лаборатории» прокопчане ждали открытий и оваций. И – ошиблись. Практически ни один эскиз, представленный здесь, нельзя счесть удачей. «Такого в нашей практике еще не бывало», — признал Олег Лоевский.

Что же произошло?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прежде вглядимся в то, что увидели.
Выпускница СПбГАТИ Виктория Пучкова представила пьесу Ю. Тупикиной «Комар мечтает о зиме». Не самое внятное произведение молодого автора рассмотреть большинству зрителей просто не удалось: мизансцены были выстроены так, что действие разворачивалось на глазах только у трех первых рядов. Остальные юные зрители вынуждены были забираться на стулья с ногами, да и то видели лишь краешки происходящего. Это тем более обидно, потому что несколько живых сцен, выразительных этюдных работ в эскизе, несомненно, было.
А вот показ «Как Бабы-яги сказку спасали» в постановке Ирины Ивановой получился отнюдь не экспериментальным. Таких инсценировок под новогодней елкой мы видели тысячи.
Нудноватой вышла и постановка «Клочки по закоулочкам» Евгении Никитиной (ученица А. Праудина, лауреат международных фестивалей). Известная пьеса Г. Остера, в основу которой положена сказка про избушку Лисы и Зайца, ничего нового не раскрыла в известном сюжете.
На этом фоне, может, чуть интереснее выглядел эскиз Светланы Медведевой (выпускница магистратуры ВТУ им. Щепкина, Москва). Замысловатую сказку В. Ольшанского «Чудо на один день», где ворчливая бабушка превращается в девочку, чтобы спасти своего внука, заблудившегося в лесу, можно хотя бы было прочесть как внятную историю про отношения поколений. Однако и здесь никаких театральных открытий мы не увидели. Всё по шаблону, принятому еще во времена моего детства. Может, оттого и смотрели ее современные пятиклассники с откровенным скепсисом?

Не провал, а урок

Означает ли это, что «Эксперимент…» провалился? Отнюдь нет! Ведь экспериментов без риска не бывает. Спектакль для детей на большой сцене – это самая трудная задача, которую приходится решать сегодняшнему театру. Для театра в провинции эта задача сложнее вдвойне. Ведь ни богатого бюджета для спецэффектов, ни достаточного количества публики, чтобы катать один спектакль годами, здесь нет… И можно только восхититься отвагой руководства прокопьевского театра, которое не побоялось взяться за решение этой задачи. Так что неудачу прошедшей лаборатории я бы не назвала провалом. Скорее это урок, выводы из которого пойдут на пользу и организаторам проекта, и его участникам, и зрителю.

Вывод №1

Его сформулировала на обсуждении театровед, член жюри «Золотой маски» Татьяна Тихоновец. Может, в отсутствие хорошей современной детской драматургии (а дело сегодня, увы, обстоит именно так!) театрам стоит обратить свой взор в сторону современной детской прозы? И вместо того чтобы плодить бесконечных клонов сказок «про зверят», перенести на сцену чудесные повести наших или зарубежных авторов? Как тут не вспомнить, к примеру, прекрасный спектакль Елены Евстроповой «Белка и Пумпурум», поставленный ею по прозе замечательного нидерландского прозаика Тоона Теллегена на подмостках Кемеровского театра кукол?

Вывод №2

Лаборатория в театре – это не только аврал, это еще пристрелка на будущее. Это поиск театром СВОЕГО режиссера (в идеале – своего главрежа). И здесь тоже не надо далеко ходить за примером: Андрей Черпин, год назад ставший главным в Новокузнецком театре, показался здесь как раз на лаборатории. Его «Дядюшкин сон» по Достоевскому больше других понравился публике, а сам он пришелся по душе труппе, легко нашел общий язык с руководством… Из Ачинска, где работал, Черпин охотно перебрался в Новокузнецк. Может, вообще стоит присмотреться к ближним кадрам?
К тому же те молодые столичные режиссеры, что нынче ставили эскизы в Прокопьевске, на мой взгляд, для детского театра слишком молоды. Каждой из них – по 23-25, и со своими зрителями они находятся в противофазе (сами из детского возраста вышли, а своих детей пока не заимели). В этом смысле работы для детей мариинского режиссера Петра Зубарева, кемеровчанки Ирины Латынниковой, высоко оцененные престижными театральными фестивалями, обусловлены не только их личным вкусом и талантом, но еще и опытом общения с собственными детьми. Вот и надо использовать в регионе их опыт!
К слову, на сцене Прокопьевского театра с большим успехом идут чудные, тонкие детские спектакли того же Зубарева («Сказка в стиле джаз»), Салимзянова («Просто игра») и др.
Думается, и Евстропова, и Латынникова не откажутся от приглашения посотрудничать с прокопьевской труппой.

Вывод №3

Директор театра Людмила Купцова заявила организаторам в финале: «Я все равно добьюсь своего! У нас будет хороший детский спектакль на большой сцене. И не один». Сейчас в прокопьевском театре детский репертуар составляет едва не половину афиши. Но руководство хочет (и справедливо!) активно и своевременно его обновлять.
Вообще термоядерная активность директора и ее неуемное желание (и умение тоже!) привлекать в Прокопьевск лучшие творческие силы страны вызывают восхищение. Марат Гацалов, бывший здесь главрежем и снискавший своей постановкой «Экспонаты» «Золотую маску» для Прокопьевска, сейчас работает в санкт-петербургской Александринке. Режиссер Вера Попова, автор множества прокопьевских спектаклей, недавно удостоена награды «Прорыв» за свою постановку в Питере…
Но, может, имеет смысл поискать союзников и на других полях?

Знаю, что Кемеровская библиотека для детей и юношества плодотворно сотрудничает сегодня с лучшими детскими издательствами страны. Возможно, объединив усилия этих культурных учреждений,будет проще восполнить лакуны в детском репертуаре?

Ольга Штраус.

Комментировать 1
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
  • object(WP_Comment)#9463 (18) { ["comment_ID"]=> string(6) "468825" ["comment_post_ID"]=> string(5) "61612" ["comment_author"]=> string(16) "Владимир" ["comment_author_email"]=> string(0) "" ["comment_author_url"]=> string(0) "" ["comment_author_IP"]=> string(13) "91.105.156.11" ["comment_date"]=> string(19) "2015-05-14 13:13:31" ["comment_date_gmt"]=> string(19) "2015-05-14 06:13:31" ["comment_content"]=> string(593) "Всячески поддерживаю автора о неиспользовнных местными театрами "своих" режиссеров - Латынниковой и Евстроповой, Да и того же Игоря Шишкина. С нетерпением ждем рецензию на "Севастопольский вальс". Что напишет уважаемая журналист об оформлении спектакля, Об исполнителях заглавных ролей. Об участии в постановке президента." ["comment_karma"]=> string(1) "0" ["comment_approved"]=> string(1) "1" ["comment_agent"]=> string(0) "" ["comment_type"]=> string(7) "comment" ["comment_parent"]=> string(1) "0" ["user_id"]=> string(1) "0" ["children":protected]=> NULL ["populated_children":protected]=> bool(false) ["post_fields":protected]=> array(21) { [0]=> string(11) "post_author" [1]=> string(9) "post_date" [2]=> string(13) "post_date_gmt" [3]=> string(12) "post_content" [4]=> string(10) "post_title" [5]=> string(12) "post_excerpt" [6]=> string(11) "post_status" [7]=> string(14) "comment_status" [8]=> string(11) "ping_status" [9]=> string(9) "post_name" [10]=> string(7) "to_ping" [11]=> string(6) "pinged" [12]=> string(13) "post_modified" [13]=> string(17) "post_modified_gmt" [14]=> string(21) "post_content_filtered" [15]=> string(11) "post_parent" [16]=> string(4) "guid" [17]=> string(10) "menu_order" [18]=> string(9) "post_type" [19]=> string(14) "post_mime_type" [20]=> string(13) "comment_count" } } Avatar
    Владимир
    14.05.2015 в 13:13

    Всячески поддерживаю автора о неиспользовнных местными театрами «своих» режиссеров — Латынниковой и Евстроповой, Да и того же Игоря Шишкина. С нетерпением ждем рецензию на «Севастопольский вальс». Что напишет уважаемая журналист об оформлении спектакля, Об исполнителях заглавных ролей. Об участии в постановке президента.

    Ответить