Правота «Левши»

13 мая 2015 | Ольга Штраус

В литературном театре «Слово» Государственной филармонии Кузбасса состоялась премьера спектакля Ирины Латынниковой «Левша»

Рассказ о том, как тульские умельцы подковали «аглицкую» блоху, каждому из нас, кажется, знаком с детства. Но это только кажется. Уверена: в памяти большинства живет лишь патриотичная легенда о русской народной смекалке и искусности. Продвинутые читатели, впрочем, наверняка припомнят и ехидное замечание западников: пока, мол, не вмешались наши мастера, стальная-то блоха плясать умела, а Левша сотоварищи своими подковками весь ее механизм нарушили. Так что кто тут искуснее – спорный вопрос… И мало кто помнит (я, во всяком случае, не помнила точно), что триумф Левши у государя императора – лишь середина истории. Рассказ, состоящий из 20 глав, продолжается после этого еще на добрую треть. Наверное, в детстве долгие злоключения мастера после его победы казались ненужными, нудными подробностями.

Ирина Латынникова своим спектаклем сдирает с рассказа патину этой «нудности», она открывает в хрестоматийном сказе новые смыслы. Аппетитная, захватывающая дух, комичная история-анекдот постепенно превращается на сцене в зловещую сагу о трагичности таланта. Тем более щемящую, что гибнут в ней лучшие не по чьему-то злому умыслу, а… так. По заведенному обычаю, по лености и нерасторопности начальства, по нежеланию вникать в суть, утруждаться чужими заботами, потому что каждому должностному лицу милей собственный покой и собственная (пусть и мизерная!) выгода.
Помнится, один из персонажей русской классики любую проблему нашей страны объяснял просто: «Это всё англичанка гадит!» В спектакле Латынниковой хитроумные англичане представлены вовсе не врагами России. Скорее – этакими прагматичными машинами, умеющими рационализировать любой вопрос, любое достижение обратить на благо своей цивилизации. И диковатый Левша с его туманными объяснениями про то, почему он не может остаться за морем, отступиться от своей веры, родины, родни, никогда не будет понят их плоским рациональным сознанием.
Но и на родине нет Левше счастья! Замечательная галерея чисто русских чиновных типов (от квартального надзирателя до генерала Скобелева) представлена так зримо, ярко, талантливо, что просто видишь эти внутренние пружины, что руководят действиями каждого из них. Одному надо соблюсти букву закона и получить положенный «тугамент», другому – лень заморачиваться, третий обуян профессиональной гордыней («знай свое рвотное да слабительное, а насчет ружей в России генералы есть»). И получается, что единственная поддержка инженерному уму в России – заморский друг-полшкипер, который способен оценить и степень таланта нашего Левши, и масштаб потери в случае его гибели.
Эта, вторая, печальная часть спектакля получилась не менее увлекательной и сильной. Вникая в череду отказов, поднимаясь вслед за героями по ступенькам чиновной лестницы, ты словно спускаешься в ад. Становится очевидно, почему Россия до сих пор не может справиться с «утечкой мозгов», почему лишь на словах идет у нас модернизация. Почему простейшие просьбы наших Кулибиных вроде «скажите государю — кирпичом ружья не чистить!» обречены на высмеивание.
Автор «Левши» Николай Лесков – писатель в русской литературе особый. Не только системой своих убеждений, но совершенно необыкновенным, аппетитно-выразительным, сочным русским языком. Именно язык – главное достояние Лескова. И, думается, не случайно спектакль «Левша» появился на сцене театра «Слово» в Год литературы. Ведь лесковский текст, как никакой иной, дает роскошную пищу для смакования книжного слова.
Надо отметить, Ирина Латынникова поработала с ним виртуозно. Все перлы русской речи, все нарочитые лесковские неправильности вроде «Твердиземного моря», «мелкоскопа» и прочего читаются тут зрителем с таким светлым юмором, с такой захватывающей игрой, что создается полное ощущение сотворчества. И все персонажи спектакля – и Левша (Денис Казанцев), и донской казак Платов (Федор Бодянский), и Государь (Григорий Забавин), и та самая «англичанка, которая гадит» (Нина Рогова) – справляются с этой буйной языковой стихией блистательно. Такое впечатление, что они просто купаются в этой речи, наслаждаются ею как высшим удовольствием.
Кстати, и образы, созданные ими (а в этом спектакле, нарочито лишенном декораций, каждый играет по нескольку ролей, но, помимо слова, оперировать артистам нечем), получились на редкость выпуклые, зримые. Кажется, всего несколько междометий и цыканий издает в первой сцене Платов – а как очевиден за ними характер! Всего лишь лукавый блеск глаз да вертлявые позы Роговой, сопровождаемые вполне нейтральным описанием «аглицких действий», — а как зримо видим мы дипломатические увертки и хитрости!
Патриотизм – слово, которое сегодня за частым использованием теряет свой высокий изначальный смысл. Спектакль «Левша» возвращает его нам, освобождая от демагогической накипи, от манипулятивных наслоений. Не слово – чувство. И за это – отдельная благодарность театру «Слово».
Ольга ШТРАУС.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс