91 шар выпустили в Междуреченске в память о 91 погибшем горняке — на 5-летие катастрофы на шахте «Распадской».
— Мне не забыть 9 мая 2010-го, — говорит Галина, вдова горномонтажника Федора Акентьева, получившего орден Мужества (посмертно) за борьбу с аварией. – … Муж позвонил тогда ночью с шахты, после первого взрыва, закричал в трубку: «Распад» взрывается!» Я заплакала, стала просить, чтобы был осторожен. Не дослушал… Он так торопился – товарищам на помощь, что даже нигде не отметился… И в списках попавших в катастрофу не сразу значился… Его, латавшего пробоины на крыше вентиляционного ствола, чтобы запустить воздух в шахту после первого взрыва, нашли после второго взрыва внизу, под упавшей на него плитой… До сих пор думаю: мог бы Федор не лезть добровольцем на ту крышу? Нет, не мог… Характер!
… Галина к 5-летию трагедии, связавшись с другими вдовами, предложила придти к стеле памяти погибших шахтеров с белыми и красными шарами. Белый цвет – символ чистых душ погибших горняков. Красный – крови.
— Мы договорились: в момент, как отпустим шары, скажем: «Мы вас помним!» Отпустили. Шары поднялись и вдруг резко свернули и полетели… связками, «бригадами», в сторону «Распадской»… Ребятишки – в рев. Мы все тоже заплакали, — говорит Галина, — и договорились: каждый год будем приходить днем с шарами сюда и выпускать их ровно в четыре часа…
Кстати, все эти годы в Междуреченске отмечают: стали чаще рождаться мальчики. У погибшего Федора, например, тоже уже родилось три внука, которые знают про его подвиг и любят целовать дедово фото.
Лариса Максименко.