В кемеровском Доме художников открылась выставка «Праздник Весны и Победы».
Экспозиция ее делится на три неравновесные части. В большом зале первого этажа разместились работы учащихся кемеровских художественных школ. В зале поменьше – работы профессиональных художников. Наконец, на отдельном мольберте поместились фронтовые зарисовки участника Великой Отечественной Ивана Даниловича Лячина, сотрудника кемеровского Художественного фонда.
Рисунки ветерана – трогательные, откровенно ученические: войну он застал еще совсем юным. Танк, который склонил к земле хобот, как бы потупился. Грузовая машина-полуторка. Автомат ППШ, вырисованный со всеми деталями: похоже, он был в войсках еще диковинкой. Пехотинец в полной форме. Как будто картинки из военной азбуки.
На выставке немало портретов ветеранов, парадных или сентиментальных, с орденами и без регалий. С ними соседствуют коллажи, пейзажи, плакаты в традиционной манере и символические либо концептуальные работы. Например, Антон Ягунов представил полотно «День Победы»: расплывающиеся красные пятна, то ли зарево салюта, то ли море огня. Натюрморт Андрея Дрозда «Дойдем до Берлина» изображает заслуженный медный самовар и такую же почетную валторну.
Для Анатолия Чернова выставка – повод вспомнить о своем знаменитом дядюшке, участнике войны и народном художнике. На полотне «Памяти Павла Афанасьевича» изображен его портрет на фоне весеннего пейзажа. А Татьяна Бочарова выставила рисунки-репортажи со съемок фильма «Битва за Москву», в которых ей довелось участвовать.
Декоративно-прикладное искусство представлено керамическими плакетками Оксаны Кондрашиной: «В блокадном Ленинграде: Одиночество» и «Путь через Ладогу: Пустота». Действительно, крохотные человеческие фигурки здесь теряются на мертвенно-белых полях. По соседству – бравурный гобелен Василия Фаломкина «Победа». Здесь же помещено изображение «Памятника воину-победителю» работыС.М. Одинцова и П.А. Лунева, установленного недавно в городе Березовский: боец с автоматом приветственно машет рукой, на заднем плане – беседка, образованная всполохами праздничного салюта.
Ученики художественных школ (разного возраста – от 10 до 16 лет), казалось бы, в минимальной степени связаны заданием и не обременены грузом традиции или собственной манеры. Но в их работах, выказывающих скорее ранний профессионализм, чем детскую непосредственность, мы обнаружим всё те же темы и мотивы.
Например, карандашный триптих Надежды Кропачевой трактует мотивы фильма «Летят журавли» (Татьяна Самойлова похожа, Алексей Баталов не очень). Найдутся здесь и портреты ветеранов, правда, в более условной манере: изображается не конкретный человек, а нечто легендарное, собирательный Участник Войны.
Личным отношением отмечены немногие работы. Например, Анастасия Устинова выставила работу под названием «Каторжные», по впечатлениям, как можно предполагать, от «Архипелага» Солженицына. А десятилетний Егор Кореньков представил чудесный рисунок «Партизанский отряд»: мощные лучи весеннего солнца, голый лес на заднем плане, на поляне – крохотные человечки: дети, играющие в войнушку.