Актуальное

И просим мы учителей…

28 апреля 2015 | Татьяна Фомина

-школа-

Вузовских бюджетных мест на педагогические специальности станет больше, но увеличится ли число учителей в школах?

Места есть

В 2015 учебном году в КемГУ резко увеличится количество бюджетных мест на педагогические специальности — по 25 на пять направлений: история и обществознание; математика и информатика; русский язык и литература; физическая культура и ОБЖ; английский и немецкий языки.

Открываются бюджетные места и на направления магистратуры «Педагогическое образование»: профильное и профессиональное образование (очная и заочная формы обучения, 15 и 25 мест соответственно); география (очная форма, 15 мест).
А в следующем учебном году их станет еще больше. По словам Натальи Касаткиной, научного руководителя Центра педагогического образования университета, это явление не случайное. Министерство образования и науки РФ наконец-то взялось решать проблему, о которой в течение ряда лет сообщали в Москву специалисты из регионов, в том числе из Кузбасса. Например, проанализировав некоторое время назад ситуацию с педагогическими кадрами в Кемеровской области, сотрудники КемГУ и регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования установили: у нас слишком много педагогов предпенсионного и пенсионного возраста.

Причем, как заметила Наталья Эмильевна, у нас есть школы, где все 100% учителей пенсионеры. А молодых педагогов, которые после окончания вузов приходят в школы, совершенно недостаточно.
Напомним, в 2014-м в КемГУ открылся Центр педагогического образования с двумя отделениями: дошкольного и начального школьного направления. Все остальные, новые, «педагогические» группы будут учиться на своих профильных факультетах, чтобы у них была возможность больше общаться с преподавателями и студентами этого профиля, заниматься научной деятельностью.

На днях в вуз из Минобра пришли контрольные цифры по бюджетному набору на педагогические направления и на следующий, 2016/2017 учебный год. Нашему университету дается 396 мест для бакалавров пед-образования на дневную форму обучения, 307 – на заочную. Это примерно на 300 мест больше, чем было в 2014-м.
Появятся бюджетные места и в педагогической магистратуре: 80 мест на дневной форме обучения и 71 – на заочной. Это больше, чем во всей магистратуре вуза, да к тому же пока на магистратуре педагогов бюджетных мест вообще нет.
Однако приведет ли такое заметное увеличение бюджетных мест к решению кадровой проблемы в школах – вопрос сложный.

Спасибо пенсионерам

Официальная статистика такова. Сейчас работающих учителей в Кузбассе 17 700 человек. Пенсионного возраста из них примерно 23%, педагогов со стажем 20 и более лет – свыше половины.

При этом молодых специалистов – 3623 человека. Например, из приблизительно 1600 математиков в целом со стажем два-два с половиной года в городах около ста человек, в селе — чуть более 50.

В школах, судя по загруженности работающих учителей, специалистов реально не хватает. Правда, точных цифр нет: как их посчитать, если свободные ставки занимают те же педагоги? Ведь так или иначе уроки должны вестись. А если ставка заполнена – такой случай вакансией уже не считается. Кстати, в Кемеровской области средняя нагрузка на одного учителя — 1,65 ставки. Но бывают и случаи, когда один учитель ведет две-две с половиной ставки.

Директора школ нередко сетуют на то, что молодежь к ним не идет. Одна из них на прошлогоднем заседании областной общественной палаты, посвященном развитию образования в Кузбассе, отметила:
— Надо спасибо сказать нашим пожилым учителям за то, что они в самые трудные минуты помнят о своем долге и продолжают работать. Уйдут – детей учить будет некому.

Зарплата у новичков маленькая, а работа тяжелая… Да, и денежные надбавки молодым специалистам предусмотрены, но с ними отдельная история… Иногда предлагают и жилье. Пашковская школа в Яшкинском районе, например, обещает учителю, который придет в 2015 году, благоустроенную квартиру. И в Ленинске-Кузнецком берутся решить жилищный вопрос молодых педагогов в случае необходимости… Но это, увы, случаи не из самых распространенных.

Особенно удивительно читать объявления о вакансиях в деревенских школах, где предлагается съем жилья за свой счет. И кто же, интересно, туда поедет?
Хотя вопрос о том, почему в школах оседает мало молодых учителей, не так прост. Порой трудно разобраться: то ли действительно выпускники вузов не хотят там работать, то ли школы их не приемлют.

Простой мотив
Специалист системы управления образованием объяснила:
— Учителя со стажем, ведущие по многу часов, сами не хотят отдавать молодым эти уроки, иначе в заработке потеряют…
При этом один из педагогов на том же заседании общественной палаты заметил:
— Если за ставку (а это 18 часов в неделю) будут платить 50 тысяч рублей, откажутся ли педагоги от следующих часов? Если да, то где мы возьмем учителей на то, чтобы закрыть оставшиеся часы?
А другой специалист добавил:
— Зарплата педагогов по майским указам президента 2012 года входит в показатели эффективности. Она должна быть не ниже средней по экономике региона (около 26 тыс. рублей). А молодой педагог ни при каких обстоятельствах столько не заработает, ведь начинает он с минимального оклада, без надбавок за категорию и т.д., и потому «портит» показатели…

Но есть и другая точка зрения. Например, директор кемеровской гимназии №71 Наталья Поварич уверена:
— Если молодых людей заинтересовать, в школу они придут. Мы за последние два года приняли четырех молодых специалистов, и они работают с огромным удовольствием. Мы находим возможность их мотивировать, повышать зарплату за какие-то дополнительные нагрузки. Поддерживаем, обучаем уже на рабочем месте – ведь бывшие студенты не имеют никаких навыков работы.

Однако мало «заманить», нужно еще и «удержать»… Из тех молодых педагогов, кто в школу все-таки приходит, далеко не все надолго там задерживаются. А объясняют они свое «бегство» обычно несколькими причинами: трудной работой; конфликтом с администрацией школы или с родителями учеников; чрезмерным количеством дополнительных обязанностей и бумаг, которые нужно заполнять, чтобы зарплата в перспективе начала повышаться.

Сколько может заработать молодой специалист

Директор еще одной кемеровской школы рассказала:
— Оклад молодым специалистам с января подняли. Раньше он был три с лишним тысячи рублей, сейчас – без малого пять. Наша школа большая, фонд оплаты труда значительный, потому мы имеем возможность поощрять молодежь. Получают они у нас десять-двенадцать тысяч. Но в маленьких школах, где денег меньше, и доплаты значительно меньше…

Кстати, по закону, для молодых специалистов – медиков и учителей — предусмотрена ежемесячная специальная выплата в течение трех лет, когда человек и считается молодым специалистом. 850 рублей – при стаже работы до одного года, 640 руб. – от одного до двух лет, 420 – от двух до трех лет, 1060 руб. – при стаже работы до трех лет и при наличии диплома с отличием. Однако если молодой специалист в течение обозначенного срока перешел из одной школы в другую или после окончания вуза хотя бы месяц работал не педагогом, а потом пришел в школу – этих выплат он лишается.
— Так что молодежь в школах действительно нужна, и очень хорошо, что в вузах открываются новые бюджетные места для педагогов. Однако чтобы они работали в системе образования, решать нужно и другие проблемы, – уверены учителя.

Татьяна ФОМИНА.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс