Актуальное

Коллизии больших коз

27 апреля 2015 | Игорь Алехин

козы

О новых возможностях и новых рисках животноводства.

О развитии кузбасского козоводства – не дилетантски убогого, а поставленного на более-менее серьезный уровень, с селекцией, объемами, молочной линейкой, интеллектуально развитым потребителем – мечтаю давно. Лично мне, козоводу с 19-летним стажем, кроме морального удовлетворения, это ничего особенного не даст, но может дать толчок жизни в разваливающихся стайках, удивительным экологическим продуктам в меню кузбассовцев, новой подотрасли животноводства.
Небывалая порода

Первые шаги в этом направлении можно сделать с минимумом затрат. Например, за два последних года «козий» бум приключился в Промышленновском районе, где кооператив «Согласие» вдруг начал собирать не только коровье молоко, но и молоко коз. За очень недолгое время объемы со считаных литров выросли до трехсот, а этим летом «Согласие» планировало собирать и перерабатывать уже 500 литров молока в день. Число сдатчиков козьего молока достигло 52.
Самыми первыми сдатчиками «Согласия» стали Владимир Хейло с женой Екатериной.
Владимир – режиссер, гос-автоинспектор, чоповец (ЧОП – частное охранное предприятие. – Авт.). К козам с уважением относится с детства. Четыре года назад от коллеги услышал про хакасского деда с породистыми козами и помчался к нему за шестьсот с лишним километров. Дед утверждал, что козы у него «белой сибирской породы» (в невеликой литературе по козоводству таковой, кстати, нет), соседи подтвердили, что он хороший козовод, много лет занимается селекцией, ведет родословные своего поголовья, что к нему за козлятами приезжали даже из Москвы, и Хейло привез домой пару молодых козочек и козла Фреда. Цена получилась в разы выше, чем в соседних деревнях, но дед обещал, что его козы будут давать от четырех до шести литров молока. И не соврал.
Дешевых коз Владимир тоже смотрел: бессистемное скрещивание без учета родства и возраста, остаточный принцип кормления, маститы, вырождение, пол-литра вонючей жидкости даже при пастьбе – такое козоводство его не привлекло.
Из-за коз, количество которых неторопливо увеличивалось, Владимир с Катериной перебрались в деревню Морозово. Молока становилось все больше, спроса не было. Козьим молоком даже пришлось выпаивать телку. Выпивая по ведру молока в день, Зорька выросла в прекрасную молочную корову, одновременно нахватавшись козьих повадок. Долго не мычала, а мекала; по-козьи пила, опускаясь на колени; сгибала, стараясь обгрызть листву, березки; могла загнать в угол козу, приподнять ее мордой и выдоить до капли…

Замкнутый круг

Когда «Согласие» бросило клич, Владимир с Катей решили увеличить дойное стадо до двух десятков коз. В прошлом году у них было уже 11 дойных коз, нынче – 19, вместе со шлейфом (двумя племенными козлами и козлятами) это 35 голов. Катя рассталась с прилавком. Купили трактор, машину, уборочную технику. Нынче планируют построить новую стайку для дойных коз.
Правда, на вопрос об экономике козоводства дуэтом отвечают:
– Никакой. У нас прибыли нет, все уходит на стадо и кредиты, они составляют 30 тысяч рублей в месяц. Если выдержим год-полтора, тогда и будет какая-то прибыль…
Свои планы наши козоводы связывают с кооперативом «Согласие»: тот обещал закупать молоко по приемлемой цене, перерабатывая его в масло, сметану, сыры; пробился со своей «козьей» линейкой молпродуктов в торговые сети, наполучал дипломов на выставках, вплоть до всероссийских.

Ведь именно реализация продукции – одна из главных проблем козоводов. Небольшие объемы экологического продукта, кустарщина, дилетантство, отсутствие документального подтверждения качества молока практически ограничивают козоводов баночным уровнем реализации. А увеличению объемов мешает рынок: потребитель не знает  продуктов из козьего молока, их пользы и вкусовых качеств. Замкнутый круг: козьего молока мало, потому что на него нет спроса, а нет спроса – потому что ликвидации молочной безграмотности мешает отсутствие молока.

Непросчитанная роскошь

Затевая «козий» проект в Промышленновском районе, руководитель «Согласия» Валерий Лазуткин даже свозил наиболее перспективных поставщиков молока в Томскую область. Там пару-тройку лет назад была создана семейная молочная козья ферма Галины Прокопьевой, прославившаяся на всю страну. Попить молочка на ферму приезжал даже прежний министр сельского хозяйства России.
Посмотреть было на что: современное помещение на четыреста дойных коз; первые сто красавиц-зааненок (одна из лучших в мире молочных пород коз) под 50 тысяч рублей каждая, привезенные из-под Питера; танкоохладитель почти на две тонны молока (при фактических объемах раз в десять меньших); современный импортный доильный зал; чипы и компьютерное управление стадом… Правда, позднее оказалось, что продукция фермы невостребована, а за кредиты, в несколько раз превышающие грантовые средства, нечем рассчитываться. Что красивая дорога к ферме за три с половиной миллиона – непросчитанная роскошь, что многое можно было делать дешевле и практичнее… Сегодня Прокопьева влезла в очередные кредиты, чтобы наладить собственную переработку. Правда, никто не гарантирует, что томичи вдруг начнут голосовать рублем за недешевые козий сыр или козье масло…
По большому счету, если козоводству (овцеводству, кролиководству, перепеловодству, пчеловодству) суждено стать новой под-отраслью кузбасского агропрома и вносить свою лепту в продовольственную безопасность региона, ему не обойтись без комплексного решения (для начала хотя бы осмысления) массы вопросов от сбора, переработки и реализации продукции до племенного и ветеринарного обеспечения. Сегодня по этому пути первые шаги делают первые энтузиасты и оптимисты, но это крайне ненадежный вариант. К примеру, проблемы, возникшие сегодня у кооператива «Согласие» по реализации продукции козоводства через сети, бумерангом отзовутся на 52 сдатчиках района, которые вкладывались в развитие, брали кредиты, увеличивали молочные объемы, но в результате могут получить море невостребованного молока и лишиться доходов. Да, через какое-то время «Согласие» решит свои проблемы, но, кто не знает, хорошую козу нужно кормить и доить как минимум два-три раза в день. Коза – не станок, ее не выключить на время проверок и отсутствия спроса…

Остановиться
на краю…

…Пока был в деревне Морозово, сверял ощущения с Владимиром и Екатериной, рассматривал их хозяйство, не переставал радоваться, что сумел остановиться на краю. Мое козье хозяйство не нуждается в покупателе. Мы купили сепаратор, морозим сыры и молоко на зиму, потребляя произведенное сами, делясь с семьями детей. Для нас на первом месте не экономика, а польза продукта и сопутствующие положительные эмоции. Подумал: насколько же нужно быть смелыми и рисковыми, чтобы держать стадо в три с половиной десятка коз!
Приехал домой, пошел в стайку, Дульсинея по всем признакам решила рожать. Так и вышло: в полночь у нее появились две беленькие козочки. К вечеру неожиданно родила белого козла первородка Прима. Со дня на день мамашами станут Анабелла, Секунда и Донна Роза…
Игорь АЛЁХИН.

1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ольга
9 лет назад

ну а там и до стада не далеко)) после Дульсиней и Донн Роз. Удачи)

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс