Этот вопрос вновь стал предметом дискуссий в Правительстве РФ.
Многим покажется странным: сколько еще обсуждать пенсионную реформу, если ее концепция в общих чертах давно выработана, и с нынешнего года страна уже живет по новой пенсионной формуле? Тем не менее сейчас на повестке дня два горячих вопроса: судьба накопительной пенсии и повышение пенсионного возраста.
Ради экономики
Именно сегодня, в среду, состоится решающий раунд переговоров по вопросу о пенсионных накоплениях, где две противодействующие стороны – Минфин и Минтруда – должны прийти к консенсусу.
Как известно из открытых источников, социальный блок правительства РФ обеспокоен тем, что формируемая сейчас у молодых людей накопительная часть пенсии в отличие от страховой почти не растет – даже на величину инфляции (см. справку). Кроме того, разделение взносов застрахованных лиц на накопительные и страховые ведет к сокращению взносов на распределительную пенсионную систему, которая обязана обеспечивать средствами уже вышедших на заслуженный отдых людей. Закрыть брешь в распределительной системе можно только за счет увеличения трансфера в ПФР из бюджета государства. А этот бюджет не резиновый.
Минфин же отстаивает накопительную часть как источник «длинных» денег для развития экономики. При этом финансовый блок ссылается на мировой опыт, когда даже в условиях мирового экономического кризиса большинство стран Восточной Европы сохранили накопительные пенсионные системы и развивают их дальше.
Однако Максим Топилин, глава Минтруда, все же готов отстаивать полную отмену обязательных пенсионных накоплений в пользу добровольных.
Не делать резких шагов!
Позиция Пенсионного фонда РФ в данном вопросе, наверное, устроила бы обе стороны. Здесь признают целесообразность существования накопительной пенсии наравне со страховой, однако предлагают внести в законодательство некоторые коррективы.
Но почему возник сам вопрос о накопительной пенсии? Ведь столько лет нам, гражданам трудоспособного возраста, внушали, что надо думать о старости загодя, управлять своими пенсионными накоплениями, чтобы они прирастали!
Как пояснила «Кузбассу» Елена Артемьева, заместитель управляющего отделением ПФР по Кемеровской области, когда принимали закон о пенсионных накоплениях, рынок был растущим, и почти все управляющие компании показывали доходность, росло число негосударственных пенсионных фондов, работающих со средствами пенсионных накоплений граждан (с 47 в 2005 году до 133 в 2010-м). Но стоило ударить кризису, как всем стало понятно, что существующая система формирования пенсионных накоплений не универсальна. Она работает только на благополучном финансовом рынке.
В 2013 году в России было принято решение взять тайм-аут и оздоровить всю систему инвестирования страховых взносов граждан. В результате негосударственные пенсионные фонды должны до 1 января 2016 года акционироваться и вступить в систему гарантирования прав застрахованных лиц, управляющие компании также должны пройти проверку Центробанка на право работать с накоплениями граждан, а до этого времени был наложен мораторий на передачу пенсионных накоплений в НПФ и управляющие компании. Изначально речь шла о моратории только на 2014 год. Затем срок продлили и на 2015-й. Но в 2016 году мораторий точно пора снимать и определяться, что делать дальше.
Решение данного вопроса небезразлично большинству кузбассовцев, отмечает Елена Михайловна, поскольку на данный момент у нас в регионе формируют накопительную пенсию за счет поступлений на индивидуальные лицевые счета 1 596,6 тысячи застрахованных лиц. За весь прошлый год и три месяца нынешнего в управления ПФР по Кемеровской области от граждан 1967 года рождения и моложе поступило только 186 заявлений об отказе от формирования накопительной пенсии. Отсюда можно сделать вывод, что кузбассовцы все же заинтересованы в сохранении накопительной части пенсии. И они не так уж пассивны в выборе способа управления своими накоплениями. Судите сами: начиная с 2004 года жителями региона подано 670,7 тысячи заявлений о выборе того или иного негосударственного пенсионного фонда, 56,7 тысячи заявлений – о выборе управляющей компании.
Поднять планку?
По мнению аналитиков, как только будет решена судьба накоплений, в правительстве поставят точку и в вопросе возраста выхода на пенсию. Мол, посмотрят верхи на реакцию населения по первому вопросу, тогда и решат следующий.
Спор о пенсионном возрасте – многолетний. Он не раз поднимался – в связи со сложной демографической ситуацией в стране, возрастающим дефицитом бюджета Пенсионного фонда и со ссылкой на международный опыт – и всякий раз гас. При этом сам ПФР категорично высказывался против повышения пенсионной планки, о чем газета «Кузбасс» постоянно сообщала. Однако на этот раз свою позицию ПФР не комментирует.
Пока только о необходимости срочного решения данного вопроса заявил Антон Силуанов, министр финансов РФ. А его предшественник Алексей Кудрин обосновал даже выгоду от повышения возраста выхода на пенсию для всех нас. Как сообщает Интерфакс, Алексей Леонидович рассуждает так: повышение возраста не коснется нынешних пенсионеров, зато даст им реальное повышение пенсий. А что касается людей молодых, то вряд ли они захотят быть выдавленными с рабочих мест в 55-60 лет (женщины и мужчины соответственно) и получать пенсионные крохи. «Лучше им дать право сохранить работу на высоких ставках».
Наверное, он во многом прав, если проанализировать статистику хотя бы по Кузбассу. У нас 857,8 тыс. получателей пенсий, из них 277,2 тыс. пенсионеров-досрочников. Продолжают зарабатывать деньги, не надеясь на скромные пенсионные рубли, 284,9 тыс. человек. Армия работающих пенсионеров ежегодно растет. При этом в возрасте 60-70 лет в регионе трудятся 99,7 тыс. человек.
Кроме того, в течение всех многолетних споров о возрасте всегда была оговорка о том, что если и повысят планку, то не вдруг. Сам переход на новый возраст будет растянут лет на десять. А значит, людям предпенсионного возраста этот момент не покажется очень болезненным.
Хочется надеяться, что во всех этих спорах родится истина. Тем более что дискуссии идут давно, а значит, прошли тщательную проработку.
Для справки
По итогам 2014 года 34 управляющие копании, с которыми ПФР заключил договоры доверительного управления накоплениями, показали доходность меньше процента — 0,94% (а инфляция составила 11,4%).
12 компаний, включая государственную «Внешэкономбанк» (по портфелю госбумаг), показали убытки. А доходность ВЭБа по расширенному инвестиционному портфелю – 2,68%. Максимальная доходность была у УК «Финнам мененджмент» — 7,5%. Доходность ниже уровня инфляции говорит об обесценивании пенсионных накоплений, а отрицательная доходность означает уменьшение сумм пенсионных накоплений на счетах граждан. Однако такая «прожорливая» инфляция будет не каждый год, надеемся.