Соцсети:

Рыболовы и рудокопы

7 апреля 2015 | Олег Третьяков

выставка-рудокопы1
В Кемеровском Доме художников открыта выставка Юрия Демакова под названием «Жанровая живопись». Выставка приурочена к юбилею живописца, но в данном случае это не главное.

Главное – то, что она подводит итоги пятилетней работы художника над жанровыми картинами. Это достаточно редкий род живописи по нынешним временам – в силу своей трудоемкости, сложности композиционных решений, а также размытости идеологических критериев.

Расцвет жанровой живописи наблюдался в Советском Союзе 1950-х годов; помимо колхозных праздников и батальных сцен, эта эпоха дала такие хрестоматийные полотна, как «Опять двойка» Решетникова и «Письмо с фронта» Лактионова. Позднее господствующий «суровый стиль» обращался преимущественно к изображению «людей труда», в диапазоне от геологов и нефтяников до ученых, желательно молодых.

Перестроечные времена выдвинули гротескные полотна в манере соц-арта, а затем жанр в русской живописи как-то увял. Непонятно стало, кого изображать и к кому адресоваться.
В Кузбассе опыты в этом роде живописи предпринимали Андрей Дрозд и Александр Гаврилов, но работы первого тяготели к мифологии и неоархаике, а полотна второго – к сказке либо откровенной карикатуре.

Можно вспомнить и работы Евгения Щербинина, но они носили преимущественно исторический и ностальгический характер. Тут, по крайней мере, художник мог ориентироваться на определенный канон – в живописи предшественников, в мировой культуре, в архаических приемах изобразительности. На прямое же высказывание, обращенное к современности, кажется, никто не покушался.

Демаков решает эту проблему по-своему. По колориту он – представитель старого доброго «сурового стиля», но преломленного постмодернистским гротеском. Гротеск этот, однако, никогда не переходит грань, за которой начинается карикатура. Герои полотен – все те же люди труда, но взятые в некой изначальной и первобытной ипостаси: рыбаки, пастухи, рудокопы. К каждому полотну можно подобрать библейскую цитату: «Человек полагает предел тьме и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной.Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою…» (Иов 28: 3-4). «Поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им» (Лука 5: 6-7). Иногда это подчеркивается названием: «Время убирать картошку» – почти цитата из Екклесиаста.

С другой стороны, на полотнах есть и приметы современности – надувные лодки в «Порогах», вагонетки и шахтовые лампы в «Рудокопах», тельняшки и ватники, в которые наряжены герои. Композиционные задачи решаются достаточно тонко. Иногда герои охвачены единым трудовым порывом, это люди-функции, как в «Корчевателях». Иногда движения разнонаправлены – те же копщики картошки напоминают безумных жонглеров. Вообще на полотнах почти не подчеркивается индивидуальность: обычно это коллективный труд, бригадные хлопоты, артельная удача.

Демаков достаточно редко обращается к прямой аллегоричности, как, например, на полотне «Копатель»: старый тополь, опиленный до состояния столба, под ним седовласый человек с заступом над траншеей. Однако он не чужд некоторой плакатности в композиционных приемах. На полотне «Атака» советские солдаты изображены в полете на фоне взрыва, каски же противника по нижнему краю нарочито статичны: порыв, натолкнувшийся на стену.
Отметим еще, что это очень занимательная сама по себе живопись. Демаков тщательно прописывает камушки речного берега, брызги воды на бурунах, нагромождения облаков, что придает полотнам, при общей сдержанности колорита, высокие декоративные качества.

К жанровым полотнам, преобладающим на выставке, добавлено несколько пейзажей – «с настроением», но вполне традиционных. А встречает и провожает посетителей автопортрет в холодных тонах, где мастер изобразил себя отрешенным и даже чуточку надменным. Что ж, имеет право: в возрасте подведения итогов обнаружить в себе новое качество, новую манеру и новую степень глубины, – несомненное достижение художника.

Олег ТРЕТЬЯКОВ.

Личное дело

Юрий Петрович Демаков родился 17 апреля 1955 г. в пос. Усть-Абакан (Красноярский край). Окончил Красноярское художественное училище

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним