Опять труба зовет…

Заходим в музей занимательной физики «Вечный двигатель» в школе №14 Прокопьевска целой толпой: мы с фотокорреспондентом, учитель физики Татьяна Сыркашева и несколько старшеклассников из физматклассов. Заполняем собой все пространство двух небольших смежных кабинетов, оставшееся свободным от разных приборов и агрегатов.
Ребята включают несколько экспонатов. Один из них – соленоидный двигатель. Пока мы рассматриваем, как по непонятной нам причине в нем движется колесо, за спиной начинает завораживающе, как в фильме про космос, подвывать диковинная конструкция: длинная стеклянная труба сантиметров 10 в диаметре, с обеих сторон вмонтированная в остатки каких-то бытовых приборов. Присмотрелась – поняла, что это бывшие звуковые динамики, соединенные с трубой деталями то ли пылесоса, то ли холодильника. Внутри трубы – малюсенькие шарики пенопласта. Ребята потом рассказали, как долго выковыривали их из упаковок. Это, пояснили, труба Рубенса, которую изготовила девятиклассница Лиза Кропочева.
Под ее космическую мелодию «У-и, уи-у, у-и…», пока прибор запускался, ученик девятого класса Слава Бедарев вспомнил историю создания соленоидного двигателя. Однажды его одноклассница Полина Роут опоздала на физику, пришла после звонка. Учитель уже приготовился к работе над темой, а тут открывается дверь, входит Полина и говорит: «Все, сделала я соленоидный двигатель, всю ночь работала, а он почему-то не работает». Учитель, а это была Татьяна Васильевна, тут же план урока поменяла. Говорит: «Показывай, попробуем разобраться». Весь класс скучковался вокруг и принялся давать советы. В итоге на уроке двигатель и запустили.
Этот механизм был уже тринадцатым, который изготовила девочка. 12 предыдущих оказались неудачными… А отец Полины, зайдя как-то в школу, рассказал, что ни днем, ни ночью нет дочери покоя. Сутки напролет этот двигатель делает. Болтики, проводочки вкручивает, детали ищет, доску в основание выпиливает и т. д. И всё сама.
Зато в итоге работа Полины стала одной из пяти, которые четырнадцатая школа представила в этом году в Красноярске, на соревновании молодых исследователей «Шаг в будущее» (его проводят Высшая школа экономики и МГТУ им. Баумана). И все пять работ заняли первое место! Потому, кстати, и с самими триумфаторами нам не удалось поговорить: в эти дни трое из них работают в Москве, на финальном всероссийском этапе «Шага в будущее», еще двое – в других городах, на других научно-практических конференциях.
А меня заинтересовал еще один экспонат в музее. И, как выяснилось, не только меня…
Выглядит установка так: обычная стеклянная литровая банка, снизу в нее ввинчена трубочка, сверху в крышку вставлена медицинская иголка. Банка наполовину заполнена водой. И вот это изобретение одиннадцатиклассника Сергея Мотуза, говорят, в Красноярске произвело настоящий фурор. Ведь прокопьевскому парню удалось из самых обычных подручных средств создать установку, которая позволяет измерять среднюю длину пробега молекул. А это в принципе дело трудноразрешимое: молекулы-то ни через один микроскоп не разглядишь.
— Эта банка кажется простой, но метод с ее использованием, который Сергей нашел, очень хитрый, — рассказала физик Татьяна Сыркашева. — Причем он подтвердил свое исследование множеством теоретических выкладок, предложил свою формулу, нашел способ определить расстояние, которое пролетит молекула воздуха, чтобы столкнуться с другой такой же.
К слову, Красноярский федеральный университет попросил эту разработку для того, чтобы использовать в лабораторных работах физиков третьего курса.
Пока мы обсуждаем банку с молекулами, ребятам удалось наконец запустить гудящую трубу Рубенса, и шарики в ней запрыгали, выстраиваясь в ряды, как солдатики по команде…
— Это звук ими «командует», — объяснили мальчишки. — Видите, красота какая: так образуются стоячие волны. Это классический опыт на наночастицах. Но мы пока не располагаем возможностью иметь такие наночастицы, а эта установка наглядно демонстрирует физический закон.
Еще юные энтузиасты из 14-й школы провели в этом году интересные исследования по эффекту Доплера, создали лазерный гальванометр. Причем каждый исследователь осваивает свой индивидуальный проект. В зависимости от того, кому что интересно.
…Нам пора было уже покидать удивительный музей, когда у учителя физики затренькал телефон.
Позвонила дежурная с первого этажа:
— Татьяна Васильевна, опять к вам какую-то трубу несут, встречайте…
Татьяна Фомина.
Фото из архива музея занимательной физики «Вечный двигатель» при прокопьевской школе №14.
Для справки
Музей занимательной физики «Вечный двигатель» при прокопьевской школе №14 создали в 2013 году тогдашние выпускники. Первые экспонаты, то есть приборы, двигатели и установки были сделаны ими самими. Теперь экспозицию пополняют уже другие старшеклассники.
Тем временем
Стало известно, что работа одиннадцатиклассника 14-й школы Прокопьевска Александра Сергиенко «Зеркальный гальванометр» получила в Москве сразу три награды: два диплома второй степени и медаль победителя соревнования молодых исследователей «Шаг в будущее». Состязание проводилось в несколько этапов, и победителям вручали дипломы за каждый из них.
Сначала было рассмотрено 25 тысяч работ ребят со всей страны, представленных заочно. В Москву на очный тур пригласили 800 человек, в том числе 60 авторов исследований по физике. Четверым победителям было предоставлено право продемонстрировать свои разработки на выставке. В том числе и Александру Сергиенко.