Соцсети:

Недобровольное страхование

24 марта 2015 | Юлия Матющенко

авто_

В Кемерове значительно увеличилось количество жалоб на автостраховщиков.Особенно недовольны автомобилисты навязыванием дополнительных услуг, которые страховые компании «предлагают» им вместе с полисом ОСАГО.

Об этом свидетельствует статистика обращений в отдел по защите прав потребителей администрации областного центра по итогам 2014 года. Нарекания к страховщикам стоят сразу после традиционного «лидера» жалоб – на продажу товаров с недостатками (на первом месте одежда и обувь, затем электроника и бытовая техника, на третьем – мебель).

«Разводят» автомобилистов просто. Особенно когда они приходят в страховую компанию за новым полисом ОСАГО за пару дней до окончания срока действия старого полиса, а то и вовсе с просроченным. Тут-то и обнаруживается сюрприз. Оказывается, нет бланков полисов. Они скоропостижно закончились. Или нужно ждать в очереди несколько месяцев. А без действующего полиса ОСАГО у владельца, напомним, машина не имеет права появляться на дорогах.

Страховщики предлагают выход: вместе с «автогражданкой» приобрести договор страхования от несчастных случаев. Цена-то «всего ничего» – от тысячи рублей до двух. И сразу бланки находятся, и очереди расступаются.

Понять желание страховых компаний зарабатывать на всем подряд можно. Автовладельцы, прибегающие в мыле в последние дни действия старого полиса, – лакомый кусок. И у водителей выбора практически не остается…

Такая ситуация, кстати, наблюдается не только в Кемерове и Кузбассе. От предприимчивых страховщиков страдают автолюбители по всей России. Насколько же законно требование страховой компании при оформлении полиса ОСАГО страховать еще и жизнь водителя (за дополнительные деньги)?

Комментарий

Заведующий отделом защиты прав потребителей администрации города Кемерово Андрей Дубский:
— Подобные действия страховых компаний незаконны. Договоры ОСАГО являются публичными договорами страхования, потому страховые компании должны заключать такие договоры с каждым гражданином, который к ним обратится. Отказывать по причине незаключения какого-либо дополнительного договора страхования они не имеют права. К тому же закон РФ «О защите прав потребителей» запрещает оказывать потребителю дополнительные платные услуги без его согласия. Такое навязывание незаконно, равно как и отказ в заключении договора ОСАГО без дополнительных услуг.

К сожалению, проблема эта общая в городе, практически все страховые компании используют такую уловку. Но бороться с этим просто. Достаточно заблаговременно, за две-три недели до того, как истечет срок действия страховки, обратиться с письменным заявлением на имя руководителя филиала страховой компании с просьбой заключить с вами договор ОСАГО на новый срок. Подчеркну: обращаться нужно именно к руководителю филиала, а не к страховому брокеру (посреднику. – Прим. ред.). Бланк такого заявления можно найти в интернете, например, на сайте Российского союза автостраховщиков. К заявлению необходимо приложить копии следующих документов: паспорта, свидетельства о регистрации транспортного средства, водительского удостоверения, талона о прохождении техосмотра (т.е. тех документов, которые вы собирали, чтобы оформить полис ОСАГО). Заявление должно быть составлено в двух экземплярах: один вы передаете в страховую организацию, а на втором вам должны поставить отметку о принятии.

Если документы откажутся принимать, следует отправить их по почте по месту нахождения филиала страховщика в нашем регионе. Если и в этом случае страховщик проигнорирует ваше заявление, то следующий шаг – обращение в суд.
Но, как правило, после письменного заявления страховщики заключают договоры ОСАГО без всяких дополнительных «опций». Так что выйти из этой ситуации возможно, законодательные механизмы воздействия на недобросовестных страховщиков сегодня есть, и они работают. Только граждане о них, как правило, мало знают, потому страховые компании продолжают этим злоупотреблять. К тому же для многих автомобилистов полторы-две тысячи рублей – не такие большие суммы, и они соглашаются. Но это в корне неправильно. Все-таки свои права надо отстаивать. Тогда, может быть, не только конкретный потребитель свои проблемы решит, но и страховые компании уйдут от практики навязывания своих услуг…

Кстати, еще в прошлом году вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Согласно им, необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей. Контроль за страховыми организациями возложен на Центральный Банк России. Поэтому, если вам навязывают дополнительные услуги, можно также обратиться с жалобой в Управление Центрального Банка России по Кемеровской области. Только к жалобе следует приложить доказательства, подтверждающие, что договор без дополнительных услуг с вами заключать отказались. Это могут быть заявление к страховщику о заключении договора, данные свидетелей, которые смогут подтвердить, что в заключении договора вам было оказано. Кроме того, можно обратиться за консультацией в отдел по защите прав потребителей, услуги там оказываются бесплатно.

Юлия МАТЮЩЕНКО.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс