Как ткут полотно «культурного слоя»
Музей, отметивший в прошлом году 45-летний юбилей, издал такой сборник впервые.
Его инициатор, заместитель директора Марина Чертогова, говорит: «Очень надеюсь, что это станет не единичной акцией: такие издания должны стать периодическими и бессрочными. Чтобы не осталось белых пятен в прошлом (ведь со временем, увы, многое забывается). Чтобы отчетливее осмыслить происходящее».
Действительно, музей – единственное учреждение, которое напрямую формирует историю. Что приобрели сегодня в коллекцию – таким и останется в вечности образ нашего времени. В этом смысле авторам нового издания удалось создать очень полнокровный, цельный автопортрет на фоне эпохи.
Сборник состоит из четырех разделов («Вспоминая былое», «Коллекция», «Проекты» и «Чтобы помнили») и снабжен любопытным иллюстративным материалом: фотографиями, репродукциями.
Безусловным лидером среди авторов является Тамара Анисимова. Начавшая работу в музее с самых первых дней его существования, она (даром что спустя 17 лет уехала в Белоруссию) прекрасно помнит многие детали и подробности. А еще Тамара Анисимова обладает незаурядным литературным даром: ее мемуары об одном из первых директоров Галине Большаковой создают объемный образ яркого и самобытного человека. А некоторые эпизоды из ее статей о «былом» читаются просто как детектив! «Стремились, как могли, заиметь в свои коллекции побольше работ признанных мастеров… С этой целью, посмеиваясь над своей бесшабашной смелостью, рассылаем письма во все концы бывшего Советского Союза…» Среди адресатов были великие: Т. Салахов, Д. Жилинский, Е. Моисеенко, В. Попков… Среди первых откликнулся Моисеенко, пообещал «молодому сибирскому музею» картину, над которой сейчас работает: «Матери, сестры».
«Тема проводов на войну последних мужиков обязательно будет работать в Сибири, она для нее и рождена, — так якобы говорил сам Моисеенко в беседе с тогдашним директором музея Ольгой Красовой, когда она, воодушевленная, вернулась из Ленинграда. Но когда он назвал цену – выяснилось, что управление культуры даже обсуждать не готово подобную сумму. И картина «ушла» в Русский музей». «Было очень обидно позже читать в статьях, что это полотно художник писал по заказу Русского музея». Похожая история (только, по счастью, с другим исходом, в нашу пользу) произошла с портретом А.С. Пушкина работы И. Иткинда…
К слову, первые годы (шесть лет) наш музей ИЗО вообще работал как картинная галерея, точнее, как выставочный зал, где размещались только привозные экспозиции. Публика, кстати, на них валом валила. Но первый директор, экспансивная и шумная Валентина Дурнева, возмущалась: «Нормальные музеи открываются собственными фондами. А тут – стены голые открыли и довольны. Что я буду делать, когда эта выставка уйдет?»
Зато в разделе «Коллекция» мы находим очень познавательную статью Елены Матречко и Галины Лавренковой о нынешнем состоянии фондов. Она содержит богатейший статистический материал, объясняющий, как и за счет чего была-таки сформирована коллекция музея. Оказывается, если в первые годы баланс закупленных и подаренных работ определялся как 1 к 2, то в последнее десятилетие – наоборот, 2 к 1.
А в статье Марины Чертоговой подробно рассказано об истории приобретения одного из шедевров нашего музея – картины Гелия Коржева «К своим». Тут всё: методика выстраивания связей с мэтрами российской живописи, психологические нюансы, отношение автора к своей работе и к сотрудничеству с «провинциальными музейщиками», искусствоведческий анализ картины – исполнено в высшей степени увлекательно и профессионально безупречно.
Впрочем, мне любопытно было прочесть и другую статью Чертоговой – о сегодняшних специальных проектах музея «Коллекция в коллекции» и «Созвездие региона», которые позволяют комплектовать «провинциальное собрание» отнюдь не провинциально. Достаточно сказать, что выставки «Созвездия…» позволили без привлечения дополнительных средств пополнить фонды музея работами, общая стоимость которых исчисляется миллионами рублей.
В этом же разделе – статьи нынешнего директора Ларисы Мызиной, которые подробно рассказывают о социокультурных проектах музея: об акции «Усынови картину!», о работе музейщиков в пенитенциарных учреждениях. Кстати, проект с осужденными музей осуществлял в тесной связке с газетой «Кузбасс». В рубрике «Зона свободы» мы регулярно писали о том, что делают музейщики и привлеченные ими художники в колониях, как отзываются их усилия в поведении осужденных.
Словом, не слишком толстая, но изящно изданная эта книжица (формат А4, 72 стр.) содержит очень разнообразный и познавательный материал, характеризующий жизнь музея как напряженный, неустанный поиск, где есть место и детективу, и улыбке, и курьезам, и драматическим развязкам. А главное – где всё подчинено одной цели: сотворению «культурного слоя», который в наших местах, увы, зачастую выглядит тоненькой пленочкой…
Ольга ШТРАУС.