Актуальное

Дороги, люди – все из стали …

19 марта 2015 | Газета «Кузбасс»

Kuzbass_povest_let11Почти в каждом кузбасском городе у железнодорожного вокзала стоит на вечной стоянке памятник паровозу. Тому, который «славно потрудился, на всех порах по рельсам грузы мчал» – грузы и мирные, и военные. Железнодорожники Кузбасса внесли свой весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне. Все крупнейшие военные операции были связаны с использованием железнодорожного транспорта, который в крайне короткие сроки обеспечивал перевозки, обусловленные требованием военного времени.

В первый месяц войны Томская железная дорога (так тогда называлась дорога, объединяющая нынешнюю территорию Кузбасса и Томской области) успешно справилась с мобилизационными и другими воинскими перевозками. В 1941 году более 60 процентов общего объема перевозок на дороге составляли перевозки воинские и эвакуированных грузов. Только за четвертый квартал первого года войны было разгружено 18 тыс. вагонов заводского оборудования; перевезено 12 тыс. вагонов с людьми, эвакуированными из западных районов страны.

ВОВ
К началу 1943 г. около 40 процентов производственных мощностей локомотивных и вагонных депо Кузбасса было переориентировано на выпуск автоматов, минометов, боеприпасов и строительство бронепоездов. Коллектив Томской железной дороги подготовил и отправил в действующую армию четыре дивизиона бронепоездов. Людей объединяло неудержимое стремление оказать как можно большую помощь фронту. Бронепоезду «Лунинец», например, подготовленному ремонтниками локомотивного депо Тайга, пришлось переделывать всю систему рессорного подвешивания паровоза, усилить тормоза, заменить паровоздушный насос. Серьезные трудности заключались в том, что крепкая броневая сталь Кузнецкого комбината не поддавалась обычным методам обработки, а из нее надо было сделать несколько крупных поковок. Все операции кузнецы
И. Коловников и Е. Липовцев выполнили вручную.
Бронепоезд «Лунинец» воевал под Костромой, на Курской дуге, участвовал во взятии Киева, Ростова, Житомира, Шепетовки, дошел до Нижней Силезии. В боях бронепоездом, защищенном сталью Кузнецкого комбината, подбито 516 танков, 700 бронетранспортеров и автомобилей, сделано 3000 огневых налетов, уничтожены тысячи немецких солдат.
В военные годы железнодорожники Кузбасса делали все возможное, чтобы увеличить эффективность работы транспорта: составляли графики ускорения движения поездов, более плотного использования паровозов и вагонов; собственными силами, не загружая промышленность, изготавливали инструменты и запасные части для ремонта подвижного состава.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 железнодорожников Кузбасса удостоены звания Героя Советского Союза: Н.Д. Борисов, А.А. Шокуров, В.А. Крикуненко, А.Н. Миронов, С.Т. Загайнов, И.Н. Калинин, М.Н. Мухаметзянов, Г.И. Новиков, М.Ф. Шатило, А.А. Котегов, П.Н. Кузнецов, В.А. Соустин, И.Т. Бойков, В.А. Гнедин.
Железнодорожники всех профессий Кузбасса проявляли в годы той жестокой войны стойкость, мужество, доблесть. И поистине стальной характер.

Татьяна Соколова,
заведующая музеем истории
Кузбасского региона
Западно-Сибирского центра
научно-технической информации и библиотек.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс