Соцсети:

Самый большой из маленьких островов

17 марта 2015 | Олег Третьяков

Вальдемосса.-СиестаВ Кемеровском Доме художников, в дальнем зале второго этажа, развешана небольшая выставка Андрея Дрозда «Пленэр. Остров Майорка». Открылась она без особого пиара, даже без официальной церемонии, сообщает о ней только афиша при входе. Тем не менее, в культурной жизни города это достаточно заметное событие.

История выставки вкратце такова. В 2013 году в рамках проекта министерства культуры РФ под названием «Мост искусств» на испанском острове Майорка побывали пятеро художников из Красноярска, Кемерова, Уссурийска и Севастополя. Там они наняли машину и объездили весь остров. Слушаешь про всё это, и в голове две мысли. С одной стороны, так-то что не ездить… С другой – удивительные люди художники, они и на курорте работают. И, судя по отчетной выставке, не покладая рук.

Mallorca по-испански и по-каталонски значит «большой», но большой он разве что по сравнению с другими островами Балеарского архипелага: Меноркой, Форментерой и Ибицей. Несколько знойных местечек и два города побольше; виды почти всех представлены на выставке. «Все работы писаны с натуры, ничего концептуального», – утверждает Дрозд. Однако манера письма этого мастера такова, что даже пленэрные пейзажи носят характер эстетически завершенный и почти эмблематический. Импрессионистскую ловлю впечатлений передает разве что пара небольших этюдов, сделанных в дождливую погоду, с бликами отражений и дробными световыми эффектами.

Вместе работы образуют цикл, проникнутый несомненным единством повествовательной манеры. Всё это городские пейзажи, почти безлюдные. Узкие средневековые улочки, многочисленные мельницы, виды порта с яхтами и рыбацкими лодками, следы мавританской архитектуры, кафедральные соборы и городские площади, просто жилые кварталы, башни и крепостные стены с мощными контрфорсами, изредка панорамный вид целой долины. Жаркий полдень и душный вечер, цветущее поле под грозовым небом, кактусы, кипарисы, апельсиновые деревья. Экзотические названия: Сольер, Кала-Фигера, Санта-Евгения, Форналуч, Синеу.

Естественным образом выделяются несколько полотен большего формата. «Город Сиеста. Кактусы и мельница». Действительно, кактусы и мельница, но еще и небо цвета малины с молоком. «Вальдемосса. Вечер», также в малиново-коричневых тонах с зеленцой. «Вальдемосса. Сиеста»: городские переулки разбегаются, как тараканы, место встречи обозначает дерево, как будто приснившееся Савелию Крамарову в «Джентльменах удачи» (тут нужно выпучить глаза и растопырить пальцы). В общем, вечера никак не перестают быть томными.

Понятно, что просто экзотическими видами нынче никого не удивишь: бегло пошарив в сети, тут же обнаружишь с десяток фоторепортажей с Майорки, как-никак знаменитый средиземноморский курорт. Я не говорю уж о туристических журналах и буклетах. Но взгляд художника передает нечто неуловимое: неожиданный ракурс, необычное освещение и главное – тот самый «цветной туман», о котором писал Блок и который за сто лет не стал менее притягательным.

На Майорке когда-то подвизались карфагеняне и римляне. Остров служил базой для средиземноморских пиратов. Здесь жили в свое время Жорж Санд и Фредерик Шопен. Приложил руку к местным строениям и знаменитый Антонио Гауди. Вся эта пестрая история если и чувствуется в представленных пейзажах, то лишь в подтексте. Да, нужно написать что-нибудь итоговое по сумме впечатлений, соглашается Дрозд, мечтательно заводя взоры. По нему заметно, что в отчетную выставку всё не уместилось.

Олег ТРЕТЬЯКОВ.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс