Соцсети:

Женихи для «одуванчиков»

16 марта 2015 | Ольга Штраус

театр-женихиВ Кемеровском театре драмы состоялась премьера спектакля «Жениха вызывали…». В основе ее – пьеса драматурга Андрея Иванова «Божьи одуванчики». Постановка Олега Кухарева. Художник Светлана Нестерова.

Такие пьесы обычно охотно берут в работу режиссеры антрепризных спектаклей: бытовая комедия с репризными диалогами, с почти анекдотической интригой и узнаваемыми характерами – легкий способ собрать кассу. А если еще привлечь в постановку громкие имена!..

Но артиста Олега Кухарева, умницу и «самоеда», мы ценим за другое: за душевную тонкость, за великое знание стихов, за широкую палитру самых разных образов, которые он умеет воплотить на сцене с равной убедительностью. За писательское дарование, наконец (его дневники, которые актер ведет много лет, — наглядное тому подтверждение).

Но в этом спектакле Кухареву, похоже, его таланты изменяют. Во всяком случае, попытка сделать обаятельную кассовую комедию на возрастных актеров получилась явно неблестящей.

Почему? Попробуем разобраться.

Вроде всё в спектакле сделано на совесть. Выразительна сценография: сложная конструкция на сцене открывает нам довольно-таки запущенный, но сложно сочиненный интерьер. Сразу видно: богема, проживающая тут, знавала лучшие времена. Тут и спальни на втором этаже, вроде как на антресолях, и круглые, в стиле ар деко, окошки в межкомнатных дверях (с выбитым стеклом), и обилие драпировок, пыльных безделушек, каких-то старых афиш, расклеенных по стенам…  Так и есть: чудаковатая старая актриса (Людмила Усанова) затеяла очередную авантюру — хочет выдать замуж свою младшую сестру по прозвищу Мальвина (Наталья Новикова). Она уже и с брачным агентством договорилась: сегодня придет знакомиться жених. Но Мальвина, как назло, именно в этот день вызвала слесаря, чтобы починить кран.

Понятно, что из этой путаницы, осложненной визитами еще какого-то «левого», незапланированного жениха с криминальным прошлым, рождается комедия положений, постепенно перерастающая в комедию характеров.

И вроде все неплохо придумано: есть тут и юмор, и неожиданные повороты сюжета, когда своекорыстный прагматизм вдруг оборачивается щемящей историей душевной неприкаянности. И мысль о том, что атмосферу дома создает женщина, и соткать нужную – от праздничного флёра до уютного пледа — она может из любой своей глупости, заявлена тут вполне внятно. Но…

Чего-то самого важного этому спектаклю явно не хватает.

То ли недостаточно убедительна в главной роли Людмила Усанова. В образе наивной феи, несколько не от мира сего, она кажется не столько добротворицей, сколько притворюшей-себе-на-уме. По сути, ее героине просто хочется вечно, как и встарь, блистать на подмостках, и неважно, кто на этот раз окажется «публикой»: женихи, слесари, брачные агенты… Но Усанова отчего-то то и дело пытается играть «мать Терезу», учредительницу всеобщего счастья. Выходит натужно и фальшиво.

И главному ее партнеру – условно освободившемуся «химику» Томбовскому (Юрий Темирбаев) – не хватает в этой роли гибкости и артистизма. Своего героя артист рисует одной краской: вожделенное ожидание. Оно понятно: «интернатный человек», всю жизнь проведший на казенных койках, наконец-то обретает надежду на настоящую семью. Но ведь не всё же время он пребывает в состоянии счастливой обалделости! Наверное, постепенно осваивается, наглеет, пытается пустить в ход известные ему приемы обольщения, ведь всё это в его крученой-верченой жизни наверняка было! Однако персонаж Темирбаева каким явился на сцену, таким и уходит.

Да и сам режиссер, Олег Кухарев, замечательно тонкий артист, в этом спектакле отчего-то чересчур много хлопочет и суетится. И поэтому его герой  Колупанов (а именно с ним происходит главный моральный «перевертыш») не обнаруживает тех ярких социально-психологических особенностей, на которые рассчитана эта роль.

Собственно по-актерски тут хороши разве что исполнители второстепенных персонажей. Александр Емельянов в роли философствующего пьяницы-слесаря. Очень аппетитная, внешне невозмутимая, но полная внутреннего огня Наталья Новикова (Мальвина). Музыкант Никита Нефедов, который, похоже, вообще введен в спектакль «для оживляжа», эффектом живой музыки и молчаливого парирования актерских реплик добавил действию объема и настроения. Молодой артист Роман Хохлов (впервые вижу его на нашей сцене) в роли брачного агента Выхухолева создал вполне узнаваемый и очень живой образ начинающего бизнесмена, которому хочется «всего и сразу», хочется жить сейчас, а не когда его годы приблизятся к возрасту «божьих одуванчиков»…

И еще в этом спектакле есть одно достоинство – финал.

Когда после всех путаниц и нескладух всё возвращается на круги своя (мужчины – в свои семьи или свое одиночество, музыкант – к своей музыке, слесарь – к своим вызовам на объекты), сестры являются нам в образах прекрасных дам. И под тихую музыку, в мерцании огней, рядом с ними появляются их «прекрасные принцы». Неважно, кто именно: слесарь, «химик»… Важно, что оба – в белых смокингах, с роскошными букетами, словом, воплощенная мечта. И эта метафора лучше всего другого проявляет главный смысл состоявшегося спектакля: неважно, исполняется или нет вековечная женская мечта о счастье. Главное, что она живет. И зачастую наполняет жизнью и смыслом мужское существование.

Ольга ШТРАУС.

Фото Федора Баранова.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс