Соцсети:

Стандарт не по шаблону

14 марта 2015 | Татьяна Фомина

дети-садикС 2015 года все детские сады в России будут переходить на работу по Федеральному государственному стандарту.

Кому он нужен, этот ФГОС

Мы не раз писали о том, что на ФГОС переходит вся система общего образования. Школы давно в этом задействованы, а детские сады — только с нынешнего года. Потому что по федеральному закону об образовании система воспитания и «просвещения» малышей в дошкольных учреждениях теперь тоже входит в эту самую систему общего образования. Попросту – является одним из его уровней. А значит, должна вписываться в определенные рамки, выполнять общие задачи, работать на единый результат, то есть соответствовать тому самому Федеральному государственному образовательному стандарту. Стандарты уже разработаны, но повсеместное внедрение их только начинается.

Что меняется?

Во-первых, кардинально изменились представления о миссии детского сада. Если раньше во главу угла ставилась подготовка к школе, знания, умения, навыки (даже аббревиатура такая есть – ЗУН), которые педагоги должны были дать и привить детям, то теперь, по ФГОС, речь о подготовке к школе вообще не ведется. На первом месте развитие личности ребенка. Большое внимание при этом уделяется игровой деятельности: главное — не забирать у детей детство.
Изменение подходов требует и другой стратегии. Если раньше детские сады могли сами разрабатывать программы, и программа одного садика порой резко отличалась от программы другого, то ФГОС эту ситуацию меняет. Сотрудники детсадов и в новых условиях будут разрабатывать программы, но те должны быть соотнесены с важнейшими направлениями развития ребенка: физическим, речевым, психоэмоциональным, социализацией и т. д.

Особенно важно то, что меняется соотношение «педагог-ребенок». Раньше было так: педагог – всё знает, ребенок – слушает взрослого. А сейчас речь идет о развитии отношений «на равных».

Предполагается, что в итоге дети из детского сада должны выходить здоровыми, жизнерадостными, веселыми, общительными, каждый со своим характером и особенностями, а не однообразными сосудами, наполненными набором знаний.
Чтобы этого достичь, предполагается детские сады привести в соответствие современным требованиям и по оснащению, и по кадровому составу. Требование к педагогам: все они должны иметь педагогическое образование, соответствующую квалификацию. И ее, конечно, потребуется регулярно повышать. Согласно закону, не менее одного раза в три года.
Причем и к повышению квалификации подходы меняются. Его разделили на «формальное» – когда педагог проходит курсы, а потом получает сертификат или удостоверение, и «неформальное» — участие в конференциях, семинарах, выставках, работа над своей методической темой, развитие инновационного движения и т. д.
И вот это «неформальное» становится очень важной частью повышения квалификации: ФГОС, говорят, без него просто не осилить.

Уровни готовности

Понятно, что сразу перевести к работе по ФГОС все детские сады не получится. Потребуется время. Однако уже сейчас идет работа с кадрами, разрабатываются программы, которые будут соответствовать ФГОС, ведется оснащение садиков всякими современными штуковинами.
Что касается оснащения – многие, наверное, обратили внимание, что новые детские сады, которые открывались в последние годы в Кузбассе, разительно отличаются от старых. Чего там только нет: и бассейны, и различные развивающие комнаты, и многое другое. Эти сады, конечно, более готовы к работе по ФГОС. Но много и таких, которые нужно реконструировать, переоборудовать.

«Тополек» и его команда

А вот детский садик №36 «Тополек» в городе Осинники (он компенсирующего вида, для детей с нарушениями зрения) работает по-новому уже давно. Как экспериментальная площадка по внедрению ФГОС. Как это действует – мы увидели своими глазами и услышали собственными ушами.

Например, вся работа в садике строится с учетом того, что воспитанники плохо видят. Педагоги садика разрабатывают специальные программы для ребятишек, тесно сотрудничают с детской поликлиникой, а в прошлом году и медсестра «специальная» в штате появилась, чтобы лечить этих детей – это кроме старшей медсестры, которая есть во всех детсадах.
Так что этот садик, помимо воспитательной роли, выполняет еще и медицинскую: помогает восстанавливать зрение. Для этого имеется специальное оборудование. Да и все педагоги работают, не забывая о плохом зрении ребят. Оказывается, даже нарушения речи логопед исправляет у плохо видящих детей не так, как у остальных.

«Тополек» не только хорошо оснащен, но и качественно отремонтирован. Причем ремонт, по словам заведующей Натальи Аксеновой, сотрудники не гнушаются делать самостоятельно. И подкрасить где надо, и заштукатурить.

— А посмотрите, какие у нас туалетные комнаты! – радуется Наталья Демьяновна, показывая красивые помещения. – Мелочь, но сами ведь подбирали весь материал, плитку, чтобы ребятишкам уютно было. А музыкальный зал в 2014 году всего за две-три недели сделали…

Видно, что в этом детском саду кипит бурная деятельность.

Заведующая рассказала, что вот недавно ездила в Анапу, на деловой прием учителей страны, и привезла оттуда очередные звания своим педагогам – «Почетные педагоги России». За победу в конкурсе. В профессиональных состязаниях воспитатели «Тополька» участвуют регулярно и так же регулярно побеждают.

Дело в том, что к кадрам здесь особый подход.
– Очень много внимания мы уделяем профессиональному развитию воспитателей, — рассказала Наталья Демьяновна. – Из 25 педагогов 19 с высшей квалификационной категорией. Это очень много. Они научно-методической работой занимаются, публикуют в специализированных изданиях свои статьи. Есть у нас и такие воспитатели, у которых по три высших образования, все, правда, педагогической направленности.

Программа на вырост

Тут сразу вспоминается фильм «Джентльмены удачи», где директор детского сада объясняет подчиненным свое отсутствие тем, что поехал на научный симпозиум. Тогда это звучало забавно, потому что детсадовские педагоги на симпозиумы не ездили. А здесь, гляди ж ты, в реальность превращается.

– Хороших детских садов немало. Почему именно этот выбран в качестве экспериментальной инновационной площадки? И для чего такая площадка нужна? – задала я вопрос Наталье Коваленко, доценту кафедры теории и методики общего образования Института повышения квалификации г. Новокузнецка, которая осуществляет научно-методическое сопровождение педагогов 36-го садика.

– Потому что этот детсад уже сейчас внедряет ФГОС, – объяснила Наталья Владимировна. – Значит, здесь разрабатывают программы, которые потом можно будет использовать другим образовательным учреждениям, чтобы не изобретали велосипед.
И инновация у них важная – развитие инклюзивного образования. Инклюзия основана на индивидуальном развитии каждого ребенка в зависимости от тех потребностей, которые ему необходимы. В этом детсаду такая программа наработана, и другие тоже могут ее использовать.

Татьяна ФОМИНА.

Кстати

Должен ли детсад обучать ребенка чтению?

Однажды кемеровская учительница младших классов пожаловалась мне на то, что в последнее время многие из детей, приходящих в первый класс, не умеют читать. По мнению педагога, это ненормально. При этом ФГОС дошкольного образования не предусматривает обучения малышей ни чтению, ни письму. Получается, в школах и детсадах к детям предъявляются взаимоисключающие требования?
Кандидат педагогических наук Наталья Коваленко прокомментировала ситуацию:
— Учитель ни в коем случае не должен требовать от начинающего первоклассника умения читать и писать. Ребенок для того и приходит в школу, чтобы этому научиться. А если педагог не владеет методикой обучения, это его профессиональные проблемы…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс