В центре Кемерова мальчик подкармливает возле домов… настоящего дикого зайца.
Теперь – вместе
Случись такая дружба мальчика с зайчиком сто лет назад, мамы (с обеих сторон) их бы просто похвалили и посчитали это доброй сибирской традицией.
30 лет назад, когда советский Кемерово, город большой химии, был по утрам затянут смогом, зайцы наверняка считали его жутким местом и избегали.
А нынче зайцы в центре кузбасской столицы – местная сенсация. Ведь, по словам ученых, такого больше нет нигде в России («разве только в Москве – на Лосином острове, заповедном, парковом»).
Впрочем, четвероклассник из 16-й школы Данилка Карелин над тем, почему и как менялись времена, не задумывается. Он настырно топает по глубокому снегу к их с зайцем «назначенному» дереву, бережно держа и боясь уронить охапку сена. И, приладив ее меж черных веток, где пониже, чтобы заяц мог, встав на задние лапы, передними лапами этот корм достать, поворачивает назад, к тропинке. И бежит, проваливаясь, нетерпеливо напрямик, торопясь дальше – в школу.
– Теперь мы живем вместе: люди и зайцы, – говорит мальчишка. А за его спиной громко шумит, пропуская машину за машиной, трудяга-проспект Шахтеров. Но как только пройдет день, станет в городе тихо и спокойно, в четыре-пять часов утра «его» заяц явится, как штык, заберет вкусный подарок…
Следы
Похоже, им суждено было встретиться.
Данилке, живущему рядом с Сосновым бором, прозванному дома ласково «зай-чиком». И зайцу-беляку из бора, клочка леса, со всех сторон окруженного городом, дорогами и людьми (и то ли рожденному там, то ли случайно забредшему по замерзшей Томи и так и ставшему тоже кемеровчанином).
…Сначала серьезный мальчишка, давно убедивший себя в том, что он перерос время сказок, увидел возле своего дома необычные следы. И удивился: чьи же они?
А потом, придя на очередное занятие юннатов (в кружке «Зоосфера» у Дмитрия Мясникова в Областной детской эколого-биологической станции, что стоит на краю бора), узнал: заячьи. И не утерпел – «взял след» в новой охоте, то есть ушел в тему с головой, начал мечтать подружиться с зайцем. Ведь вычитал: «есть поверье, что заяц в давние времена тоже был человеком…»
Дальше – больше. Заяц, словно наблюдая за мальчишкой, тоже пришел на станцию.
«23 октября, первый снег, первые следы», – записал в дневнике Данилка о пробном заячьем «марш-броске» по двору станции, с гордостью внеся размеры лап. Длина передних – 10 на 4,5 см. Длина задних – 18 на 6 см.
Пища для размышления
Шло время. Заяц осваивался.
Нашел овощехранилище и теплицы станции («разрывал снег, грыз остатки мерзлой капусты»).
К Новому году привел с собой из бора еще пару-тройку зайцев, разметив и утвердив, утоптав «свои» маршруты по станции.
А как ударило в конце января минус 37, заячьи следы выдали буквально голодное отчаяние. Результат – обглоданные на станции клены, ивы, яблони. И сам заяц… в птичьей кормушке!
Тогда мальчишка, по совету зоологов, впервые принес «своему» зайцу сено. И стал побольше накладывать корма в кормушку для снегирей, воробьев, синиц и дятлов – с учетом уже их нового, длинноухого члена «стаи».
Судя по растущим лапам (точнее, по растущим следам), старания Данилки и взрослых на станции тот самый умный косой, приходящий из бора чаще сородичей, оценил.
– К нам приходит теперь просто огромный заяц! – смеются зоологи. Ведь его след в длину уже 19 сантиметров!
А еще на днях там же, в центре Кемерова, прошли заячьи предсвадебные смотрины и «пляски». О них рассказал свежий снег…
Лариса МАКСИМЕНКО.
Комментарий специалиста
Этот заяц – парламентёр!
Что ждет в будущем Данилкиного зайца, не побоявшегося заявить о своей «диаспоре» в Кемерове? Тем более что нынче в бору уж видели капканы, и над одним пойманным зайчишкой кружили вороны…
По словам Юрия Манакова, кандидата биологических наук, заведующего лабораторией Кузбасского ботанического сада, разработчика проекта о будущем Соснового бора, «утверждение этого документа находится на последней стадии. В первой половине 2015 года бор будет учрежден в качестве особо охраняемой природной территории. Это значит: будет запрещено строительство развлекательных заведений – ресторанов, кафе, супермаркетов, частных домов. И охота на территории бора будет, конечно, запрещена.
Для людей, приезжающих отдохнуть, бор закрыт не будет, но пребывание там станет организованным. Всё это условия для того, чтобы сохранить бор, защитить редкие растения в нем, помочь соснам с подростом… И зайцам тоже помочь. Сколько их – единицы или больше, никто никогда еще не считал…»