Самая большая семья (202 человека!) России, Украины и США отметила юбилей основателя .
Алексей Павлович Шаповал, к которому на 80-летие в Новокузнецк впервые за много лет слетелись, съехались почти все его потомки (а у него 13 детей, 117 внуков, 38 правнуков, всего в общей сложности 202 Шаповала), сказал дрогнувшим голосом, вглядываясь в родные лица:
– Я дни считал весь последний месяц… Хотел дожить… Не для того, чтобы себя прославить, а чтобы с вами встретиться… Я рад видеть всех-всех!
Можно добавить: особенно рад видеть!
Ведь незадолго до юбилея самый известный батя России, потерявший зрение… прозрел! И это далеко не первое и не последнее чудо в истории семьи.
Война
– Почему остался живой? Не пойму, – так вспоминая собственное детство, Великую Отечественную войну, родное село на Харьковщине во время немецкой оккупации и тяжелых боев, не стесняется слез Алексей Павлович.
Мальчику было семь, когда его едва не сожгли фашисты вместе с последней третью жителей разбитой деревни.
– Всех нас в один дом фашисты загнали, заперли, стены бензином облили. Я под койкой там спрятался… Но зажечь дом немцы не успели: наши в наступление пошли и отбили село с божьей помощью, – вспоминает Алексей Павлович.
С тех пор русоголовый мальчишка стал седым…
Если бы, с Победой, они с мамой не сорвались с места («отца, фронтовика, прошедшего плен, но не предавшего Родину, после войны сослали в Сибирь — как и многих после плена. И он написал из Новокузнецка, чтобы мы к нему ехали, что с голоду не помрем, все вместе будем, и мы решились…»), то полупустое село под Харьковом возродили бы именно Шаповалы. Такое, видно, им благословление и предназначение было…
А так слава человека, 70 с лишним лет спустя идущего на мировой рекорд по числу потомков, досталась не харьковской деревушке, а Новокузнецку, ставшему второй родиной Алексея Павловича.
— Я здесь, в Новокузнецке, школу окончил. Профессию получил, работать стал (доменщиком, а потом водителем-«белазистом». – Ред.)… Клавдию встретил, свадьбу с ней сыграли… И родились у нас одиннадцать сынов, две дочки. А выросли они – внуки пошли, правнуки, — широко разводит руками, готовый обнять весь мир давно уж прадед Шаповал… И русые макушки удивительно похожих на него девчонок и мальчишек, которые окружают, прижимаются, шумят, целуют, всё больше прибывая числом, набегая из комнат дома, «растут» вместе с прадедом как снежный ком…
Американская дочь
Гости на 80-летний юбилей Алексея Шаповала приехали из Абакана, Краснодара, Москвы, Кемерова и США. Погостят неделю-две, чтобы наговориться на много лет вперед и помочь по хозяйству, если понадобится.
Самая дальняя дорога выпала, конечно, дочери Алексея Павловича Елене. Алексей Павлович «посадил» ту свою американскую «ветку» 24 года назад. И она пустила корни далеко от Сибири, на синих скалах над рекой Колумбией.
— Когда дочка с мужем и детьми в 1991-м в США решили перебраться, меня даже обвиняли в непатриотизме, корили, что отпустил… Но я надеялся, что они как здесь жили, так и там будут жить по главному принципу рода Шаповалов. Так учили меня дед, отец, потом я всю жизнь это детям, внукам передавал. И передаю. Главное в жизни – трудолюбие и дружелюбие, и тогда ты не только выживешь, но и преуспеешь! Этому семейному правилу нас научила Россия, — говорит Алексей Павлович.
И как же он был счастлив потом, в 2008-м, когда не утерпел, слетал в США проверить, посмотреть, как дела, к какому будущему пошли его американские внуки. И тогда он впервые ощутил себя «международным» дедом!
Перед поездкой, на собеседовании в посольстве, американцы его «задели»: мол, на какие шиши, дед, в Америку летишь? А дед достал из сумки амбарную книгу – со списком потомков и сотню фотографий – детей, внуков, правнуков, заявив, что это дети скинулись ему на поездку, купив билеты, сказав, что пора ему хоть раз в жизни отдохнуть. Американцы не верили в рекорд, но, полистав фотографии потомков, признали: да, подобной семьи в США нет.
А позже, гостя у дочери с зятем и их девятерых детей, в доме монтера и воспитательницы, Алексей Павлович радовался: всё ок! И даже американской малышне, которую приводили в «домашнюю» группу к Лене, рассказывал русскую сказку «Репку» и был вторым воспитателем, качая малышей во дворе на качелях и убеждаясь в справедливости старой истины: все дети в мире одинаковы.
Поездил тогда Алексей Павлович и по Вашингтону, Чикаго. И, постояв на зеленой траве у Белого дома, вспомнив русский Кремль (где получал премию «Семья России»), затосковал по родине, по нашим березкам в инее.
Домой он вернулся с гордостью и убежден до сих пор: заграничные его внуки стали настоящими американцами. Но все-таки тоже выросли настоящими русскими!
— Мы учили их говорить, читать по-русски, — говорит чисто, без акцента, Елена. – Потому что поставили с мужем цель: не обкрадывать своих детей – дать им это богатство: русский язык, культуру, веру… У нас трое внуков. Внучку назвали Аделиной – в честь русской фигуристки, внуков — Итан и Иладжи (Илюша)…
Сохранила американская «ветка» и любовь к земле (к выращенным своими руками овощам), и семейную экономию (в их доме могут удивить соседей, например, пловом, на приготовление которого уйдет всего один цент), и умение нести мир в народы — даже в пришедшую эпоху санкций…
Молитва
Прадед Шаповал признается, что с приближением юбилея подвел было итоги.
Все его дети, внуки крепко стоят на ногах и помогают друг другу. Не пьют, не курят. Люди верующие. Разных профессий. В основном работают на земле. И даже в кризис спокойны: земля прокормит. Поэтому, будучи главой рода («председателем колхоза Шаповалов»), передал правление старшим сыновьям, оставшись в сельхозработах советником.
— Ведь то сердце уже барахлит, то ослеп на правый глаз, — объясняет это решение. – Спасибо докторам, спасли меня, смогли все-таки вернуть зрение, поменяв «хрусталик», и я даже машину уже снова вожу.
Прозрев, прадед Шаповал съездил с сыном… в Израиль, поклонился святым местам. И настроился пожить еще.
И дай бог! На юбилейной неделе ему «подарили» сразу трех правнуков. Арина родилась в Абакане, Максим — в Томске, а Каролина — в Новокузнецке… (Такое ему выпало счастье – увидеть уже 155 внуков, правнуков. А его первая жена Клава умерла, успев понянчить лишь 57-ю внучку. От тоски его тогда, вдовца, спасли потомки и вторая женитьба…)
…На празднике прадед Шаповал, глава самой большой в мире русско-украинско-американской семьи, первым начал общую молитву о мире, о том, чтобы прекратилась литься кровь на Украине…
И дальше — сиял от признаний в любви, принимал в подарок подушки, кружки с фотографиями родных, стихи, песни, цветы. И даже российский флаг!
Угощал в ответ домашним лимонадом и чаем с пирожными, конфетами, салатами и картошечкой с мясом… И говорил про Закон Сеятеля («что посеешь, то и пожнешь»): про то, сколько ты вложишь в детей, позже всё то добро с лихвой вернется…
Больших подарков прадед не захотел. Согласился лишь на один, сказав своим «ребятам», ладно, раз хотите «сложиться», покупайте весной в складчину косилку, это будет потом мое вам наследство, когда придет время жатвы…