К развитию готовы?
или Как Региональный инжиниринговый центр Кемеровской области помогает малым и средним производственным предприятиям быть конкурентоспособными.
Когда-нибудь историки напишут, что восстановление отечественного инжиниринга началось в 2013 году с создания сети РЦИ — региональных центров инжиниринга. А сегодня это, по сути, — стартап Министерства экономического развития, направленный на поддержку малого и среднего бизнеса в сфере производства. Но идея создания РЦИ родилась не в министерских кабинетах, а в недрах бизнеса. И не только от знания проблем, которые не дают нашим малым производственным предприятиям развиваться и быть конкурентоспособными, но и от понимания того, что самим «малышам» с этими проблемами не справиться.
Если мы хотим увеличить не просто количество производственных предприятий, а количество высокотехнологичных малых и средних предприятий, надо помочь им стать такими. А сделать это могут – мировой опыт тому порука — только инжиниринговые компании, носители знаний о передовых технологиях и развивающихся рынках. Обеспечить доступность инжиниринговых услуг для предприятий малого и среднего бизнеса по силам региональным центрам инжиниринга.
Эту идею от лица бизнеса озвучила тогдашнему президенту России Анатолию Медведеву 24 января 2012 года на заседании комиссии по модернизации Наталья Кириллова, руководитель отраслевого отделения «Инжиниринг» общественной организации «Деловая Россия». Президент тогда дал правительству полгода для подготовки к старту этого проекта.
Но «стартанул» он только в 2013 году благодаря активной позиции Министерства экономического развития. Зато «стартанул» мощно: в 15 регионах России появилось сразу 20 региональных инжиниринговых центров.
Кузбасс вошел в этот проект Минэкономразвития в 2014 году.
Региональный инжиниринговый центр Кемеровской области создан как структура Кузбасского технопарка. Координирует работу Центра заместитель председателя комитета по вопросам предпринимательства и инноваций Совета народных депутатов Кемеровской области Егор КАШИРСКИХ.
— Наши малые предприятия, и производственные, и инновационные в том числе, и раньше могли получить господдержку: кто-то в виде грантов на начало бизнеса, кто-то – в виде субсидий на возмещение части своих затрат, в частности, на лизинг оборудования, а кто-то – льготный заем, кто-то – гарантию Госфонда поддержки предпринимательства при получении банковского кредита. Какую поддержку оказывает РЦИ, и кому конкретно? – с этого вопроса началась наша встреча с Егором Владимировичем.
— А что подразумевается под инжинирингом?
— Точно – не инженер за кульманом. Это услуги по обновлению, модернизации предприятия в разрезе потребностей, которые диктует рынок. Условно говоря, у нас есть предприятие, которое производит что-то. Но есть конкуренты, которые производят это же, но дешевле и лучше. Потому что они применяют более эффективные технологии, позволяющие быть конкурентоспособнее. Вот наша задача – найти предприятия, которые пока уступают своим конкурентам, оценить их готовность к улучшениям и помочь им модернизировать свое производство.
— А как можно определить, готовы они к улучшениям или нет?
— А как терапевт узнает, чем болен пациент? Первым делом отправляет его сдать общий анализ крови, не так ли? Мы первым делом проводим оценку ИТГ — индекса технологической готовности к развитию и внедрению новых технологий. Эта методика была разработана три года назад. В 2013 году опробована на 170 производственных предприятиях и очень хорошо себя зарекомендовала.
По результатам оценки ИТГ назначаются более глубокие «анализы»: энерготехнологический аудит, энергоаудит. То есть, если, например, при определении ИТГ обнаруживается, что в себестоимости продукта более 15-20% приходится на энергоресурсы, то желателен энергоаудит. Выясняется: может быть, оборудование энергоемкое, может быть, с теплоизоляцией плохо, может, где-то потери есть… Потому что не секрет – малые предприятия какое нашли помещение, там и пытаются производить что-то… И такие, по их мнению, «мелочи», как старые котел, энергооборудование и схема электропитания, на качество и себестоимость продукции никак не влияют. Объяснить это должен главный энергетик, но он не может — не имеет необходимой квалификации, на некоторых малых предприятиях его вообще нет…
— То есть вы установили диагноз, а «лечить» предприятие, у которого проблемы, – не ваша задача?
— Как это — «не ваша»? Мы прописываем «лекарства» — любой аудит на предприятии завершается рекомендациями специалистов: где, что и как исправить. Более того, предприятию, прошедшему технологический аудит, предлагаем разработать проект развития или модернизации. А модернизация это не только подбор оборудования, технологических линий под улучшение свойств существующих или создание новых продуктов, товаров и услуг, но и обучение инженерно-технических кадров и персонала, которым предстоит осваивать новые технологии на новом оборудовании.
По данным РЦИ, на сегодня на семи малых производственных предприятиях Кузбасса проведена экспресс-оценка индекса их технологической готовности к развитию и внедрению новых технологий, на пяти из них проведены энергоаудиты. Наконец, для трех предприятий из последней «пятерки», по методике Минэкономразвития, разрабатываются программы развития или модернизации.
Мы связались с собственниками нескольких предприятий, воспользовавшихся услугами РЦИ, и попросили их оценить и саму идею создания такого Центра, и его услуги. И вот что услышали:
Виктор ТАРГОНСКИЙ, директор производственно-коммерческой фирмы «Твоя мебель», пгт Тисуль (выпускает мебель для офисов и предприятий торговли):
— РЦИ — задумка интересная… Это по первому же их аудиту стало ясно (его нам вообще бесплатно провели). Специалисты приехали прямо на производство, определили индекс технологической готовности. Отчет представили страниц на 50, где вывод – наше предприятие готово к модернизации. И такой аудит на каждом предприятии провели. То есть отсеивание сначала шло: стоит ли дальше на это предприятие тратить
бюджетные средства, помогать ему — готово оно к модернизации, внедрению новых технологий или нет?
Если готово, дальше уже пошли технологические аудиты, причем на условиях софинансирования. И это очень правильно. Многим малым предприятиям трудно что-то самим для себя сделать.
Сейчас у нас энерготехнологический аудит завершается (нам это просто необходимо — у нас, помимо всего прочего, своя котельная)… Приехали специалисты с современными приборами, сделали анализ уровня эксплуатации и надежности всего оборудования. Это стоит очень больших денег. Мы этого бы сами не осилили, а при софинансировании с РЦИ смогли.
Сейчас у нас специалисты из Москвы побывали, взяли информацию, ознакомились с предприятием для разработки проекта модернизации предприятия. Когда у нас будет такой проект, можно идти в банк, брать кредит и… начинать модернизацию.
Александр КОСТЕЛЬЦЕВ, один из собственников ОАО «Кемеровская фармацевтическая фабрика» (производит галено-фармацевтическую продукцию: настойки, растворы, сиропы, спирты, биологически активные добавки, лосьоны):
— С созданием РЦИ в Кузбассе очень сильно опоздали, на мой взгляд. Я слышал, что в других областях, регионах такая структура давно работает. Но лучше поздно, чем никогда.
А в том, что РЦИ делает очень интересное и важное дело, мы смоги убедиться на собственном опыте. У нас на фабрике провели (причем совершенно бесплатно!) оценку индекса технологической готовности предприятия к развитию и внедрению новых технологий. Мы бы сами, конечно же, не скоро до этого дошли, откровенно говорю. Тут вопрос и в цене, и в специалистах, и в методике.
Получив на руки такой отчет о своем состоянии от профессионалов, мы смогли посмотреть на свое предприятие как бы со стороны. И не без гордости восприняли их оценку: наша фабрика готова к развитию и внедрению новых технологий, можно приступать к разработке проекта ее развития.
Мы узнали, что эту услугу – разработку проекта развития или модернизации предприятия — тоже может оказать РЦИ. Несколько сотен тысяч рублей мы на это вряд ли бы выделили, откровенно скажу. Но РЦИ предложил нам эту услугу на условиях софинансирования. И мы заплатили за разработку проекта гораздо меньше, чем такая работа стоит. Мы выделили на это деньги (хотя с деньгами сейчас очень сложно), потому что нам для развития нужны инвестиции… Но просто так их же не дают. Любому инвестору нужно знать, куда он деньги вкладывает. Кто знает, что в Кемеровской области есть фармацевтическая фабрика? Сегодня же ни в Новосибирске, ни на Алтае — за Уралом вообще нет таких фабрик, кроме нашей. Последняя в Омске погибла. Мы выжили, и не только выжили, но и развиваемся. Более того, готовы к внедрению новых технологий. И сейчас, благодаря РЦИ, можем показать потенциальным инвесторам свой товар лицом.
Виктор Шабалов, создатель и ООО «Полимер-Вектор» (единственное в Сибири предприятие, которое перерабатывает мешки от аммиачной селитры):
— У нас на предприятии только что завершился энергоаудит. Это вторая услуга, которую нам оказал РЦИ. Услуга платная, точнее, часть финансировал РЦИ, часть мы сами. На это условие сразу согласился. Я вот землю полгода выбиваю, бесплатно. И никак не могу получить. Так лучше уж заплатить за нужную услугу, тем более что сумму я заплатил, чуть ли не на два порядка меньше рыночной стоимости.
Я еще заключение по энергоаудиту не видел. И не знаю пока, какая мне от него польза… А первое вот заключение, которое получил после оценки индекса технологической готовности предприятия к развитию и внедрению новых технологий, действительно полезное, очень полезное! Захожу с ним в банк — на меня по-другому смотрят: «Да, хорошо, мы готовы рассматривать вашу заявку!» А раньше в банк ходил – меня просто пинали!
Если действительно центр будет так работать, как он начал и как планировал, то все должно сдвинуться с «мертвой точки», и малый бизнес, может, поднимет голову. Я пока надежду не потерял.
Артем Гриднев, директор инжиниринговой компании «КузбассЭнергоЭксперт», г. Кемерово (по заказу РЦИ проводит энергоаудит на малых производственных предприятиях):
— Цель РЦИ – сделать максимально эффективными вложения в модернизацию малых производственных предприятий. Если честно, когда я впервые услышал об этом, у меня серьезность таких намерений вызвала сомнение. Просто не поверил, что они могут это делать. А когда РЦИ пригласил нашу компанию работать с производственниками, увидел: они это делают! И это – достойное дело.
Сегодня собственники наших малых предприятий тоже модернизируют свое производство. Но как? Покупают современное оборудование, которое есть на рынке, устанавливают его, а оно… не «вписывается» в действующую технологическую цепочку, не работает. И, конечно, собственники колоссальные потери несут от этого: они взяли кредит в банке, чтобы купить новое оборудование, которое, по их мнению, должно было увеличить производительность труда и улучшить качество продукции, а оно вообще не работает. Потому что зачастую экономят, в том числе, и на технологическом аудите имеющихся ресурсов.
Наша компания только энергоаудит проводит. Но энергоаудит — это ведь не только обследование предприятия на предмет эффективности использования энергоресурсов и выдача энергопаспорта. Это и разработка рекомендаций по снижению энергетических расходов. И так проводится любой аудит. А Кемеровский центр инжиниринга предлагает малым производственным предприятиям комплексный аудит (что мне особенно понравилось), да еще на условиях софинансирования. Это на самом деле очень большой вклад в развитие таких предприятий. И бизнесмены, которые считают деньги, это скоро оценят. Ведь, к примеру, затраты на энергоаудит плюс затраты на модернизацию энергооборудования окупаются за один (!) год.
Это я впервые в своей жизни вижу, когда государство так поддерживает малый и средний бизнес – старается не только помочь ему модернизировать производство, а помочь экономить на вложениях в модернизацию.
Координатор РЦИ Егор Каширских, прочитав итоги нашего экспресс-опроса, нахмурился:
— Довольно однобокое мнение о наших услугах может сложиться, как будто мы только один технологический аудит проводим. А это совсем не так. В прошлом году РЦИ провел шесть маркетинговых исследований для малых и средних производственных предприятий, два прототипирования изделий из пластмассы для малых инновационных предприятий из медицинской сферы. Проведены две научно-исследовательские работы для предприятий, связанных с углеобогащением и пищевой промышленностью. Разработан бизнес – план для инвестиционного проекта одного из малых инновационных предприятий КемТИППа. Большой популярностью у предпринимателей пользовались наши семинары «Бизнес-планирование», «Управление проектами», «Опыт в сфере эффективного развития и модернизации производства», «Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области». В кризис такое внимание малому бизнесу удивительно и приятно…
— А где и как вы ищете исполнителей запросов производственных предприятий?
— У нас сформирована база исполнителей — инжиниринговых организаций — не только региональная, но и межрегиональная. К примеру, заказ на прототипирование из пластмассы биопротезов для сердечно-сосудистой хирургии от кемеровского ЗАО «НеоКор» мы разместили в Новосибирске. При необходимости мы можем обратиться к услугам Международного центра инжиниринга и инноваций, но пока запросы такого уровня к нам не поступали.
— Чем привлекают кузбасские малые производственные предприятия услуги РЦИ? Тем, что они обходятся дешевле, потому что софинансируются из регионального и федерального бюджетов? Или тем, что предпринимателям не приходится заниматься маркетингом, тратить драгоценное время на поиск исполнителя качественных услуг – у РЦИ свой банк данных?
— Не только этим, — улыбается Егор Владимирович. – Обычно, когда предприниматели слышат «господдержка», они думают: кучу отчетов за эту поддержку потом писать?! Нет. За оказание услуг инжинирингового центра отчитываются центр и исполнитель услуги. Предприниматели, если они услугой довольны, только подписывают акт, что услуга получена и они на самом деле этой услугой довольны.
— Но, судя по всему, очереди из желающих получить дешевые инжиниринговые услуги у вашего центра нет. Предприниматели чего-то боятся?
— Аудита. Их это слово просто в стопор загоняет. Особенно когда мы предлагаем провести финансовый аудит. Его воспринимают как недружественный, а нас как налоговиков… Объяснение этому знаем: культуре потребления инжиниринговых услуг россияне не обучены. Мы же только начинаем этому учить…
— А что нового в работу вашего центра внес 2015 год? Пополнится ли перечень его услуг? У кого еще появится возможность ими воспользоваться?
— Сейчас, после уточнения ситуации на рынке, оказалось, что у нас больше всего предприятий, готовых идти на потребление услуг инжиниринга, в сфере биотехнологий аграрного сектора. И это радует, потому что есть задумка подавать заявку в Минэкономразвития на создание в Кузбассе агропромышленного кластера. Есть готовность участвовать в нем и со стороны сельхозинститута и КемТИППа, и со стороны департамента сельского хозяйства. И вот эта вся ситуация способствует тому, что профиль малых предприятий, которым мы в 2015 году будем оказывать инжиниринговые услуги, это биотехнологии и химия. А с перечнем услуг РЦИ можно познакомиться на сайте tehnopark42.ru
Если вы готовы развиваться и внедрять новые технологии, мы будем рады помочь вам в этом.
Евгений БЕСЕДИН,
Вера КАРЗОВА.