Соцсети:

Задали задачу…

27 февраля 2015 | Татьяна Фомина

школа-урокиПроект приказа министерства образования и науки РФ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам» вынесен на общественное обсуждение, которое завершится 3 марта.

Речь там ведется и о домашних заданиях: «объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3-х классах – 1,5 часа, в 4-5-х классах – 2 часа, в 6-8-х классах – 2,5 часа, в 9-11-х классах – до 3,5 часа». Эти нормы рассчитаны, исходя из возрастных особенностей детей, и закреплены и СанПиНом.

Однако не секрет, что не всегда школьники могут уложиться в отведенные часы, а приказ, он и есть приказ, и требует обязательного исполнения. Кстати, согласно тому же приказу учебные дисциплины, требующие большего времени на подготовку домашней работы, не должны группироваться в один день.

Насколько реалистично школам уложиться в заданные рамки – это один вопрос. Второй: действительно ли наши дети настолько обременены домашними заданиями, что срочно требуется снимать с них непосильную ношу? Мы попросили прокомментировать нововведение самих «участников образовательного процесса» – так официально называют всех тех, кто задействован в школьной жизни. Мнения и советы получили разные, но не противоречивые, а, скорее, взаимодополняющие.

Наталья Фоменко,
директор новокузнецкого лицея №84:
– Способности у всех разные. Гуманитариям, например, приходится в большом объеме читать и исторические справочники, и документы, и литературные произведения. Другим ребятам – выполнять олимпиадные задания по физике, по математике – это всё, конечно, требует времени.

Чтобы излишне не загружать детей, учитель может давать задания, исходя из целесообразности. Ориентироваться не на количество, а на качество. Например, решение задач по определенному алгоритму может быть представлено в нескольких заданиях. Одному ребенку достаточно дать одну задачу повышенной сложности, а среднестатистическому ученику – две, три, четыре «обычных».

Наш лицей все-таки отличается от обычной школы, у нас учатся ребята с девятого класса, и большинство из них одаренные. И мы ориентируемся на то, что ребенок в большей степени самостоятельно получал знания. Поэтому он вынужден не только выполнять задания по учебнику, но и другие источники использовать. Однако вообще без домашних заданий не обойтись, закреплять полученное на уроках необходимо.
А бывает, что сначала школьник много времени уделяет выполнению домашнего задания, а потом, когда входит в режим, никаких проблем уже не возникает. Всё зависит от того, насколько ребенок готов это делать.

Елена Миронова,
мать ученицы пятого класса, Кемерово:
– На мой взгляд, дело не во времени, которое ученик затрачивает на домашние задания, а в серьезном отношении к ним.Моя дочь учится в самой обычной школе, не в гимназии и не в лицее. Программа у нас по сравнению с ними в более легком варианте.

Про преподавателей я ничего плохого сказать не могу. Не учителя виноваты, что средний уровень нашего класса, да и, наверное, в принципе детей в школе, – невысокий. И у нас класс слабый, а слабые ученики – неформальные лидеры. И их большинство. И моя дочь слегка распустилась. Потому что ребятишки, которые учиться не хотят, очень непросто воспринимают всех, кто другой. А ее стиль жизни, образ мышления, взгляды отличаются от «средней температуры по больнице», и девочке моей тяжело стать своей, а хочется…

Вообще-то я ее понимаю. Сама была когда-то круглой отличницей в очень среднем и недружном классе. И конечно – белой вороной. Но я выдержала. А она в прошлом году активно мимикрировала под коллектив. И домимикрировалась до того, что осенью совсем «забила» на учебу. А когда я подняла разговор на эту тему, получила ее эмоциональное высказывание: книжки читают только ботаники, «нормальные» ребята учиться не рвутся. А если кто-то рвется – их за это высмеивают и дразнят.

На домашние задания она тратит час, редко – полтора. В принципе, этого времени вполне достаточно и для добросовестного выполнения всех уроков. Но она предпочитает работать вполсилы, чтобы не выделяться. Оценки разные получает: и пятерки, и четверки, и тройки проскальзывают. В целом, что называется, «ничего». Но ведь то, как ребенок относится к домашнему заданию, говорит об интересе к учебе в целом. И вот это меня тревожит, а вовсе не «запредельный» объем. Пусть бы она даже чуть подольше за уроками сидела, не вижу в этом ничего страшного.

Ольга Романова,
учитель начальных классов, Прокопьевск:
– Бывает, родители жалуются на то, что с ребенком слишком долго приходится сидеть над уроками. Причины могут быть разные. Да и дети тоже. У одного, например, память цепкая, другому, чтобы освоить материал, необходимо повторить его несколько раз. А случается, что дети, которым не хватает заботы и любви в семье, заседают за домашними заданиями, требуют помощи, чтобы привлечь к себе внимание.
В любом случае родителям нужно организовать режим дня таким образом, чтобы ребенку хватало времени на всё, в том числе и на уроки, и на отдых.

Татьяна ФОМИНА.

Советы школьного психолога Татьяны Игнатьевой

♦Лучше домашние задания выполнять не сразу, а с перерывами на отдых. Но перерывы должны быть такими, чтобы отдохнувший ученик с новыми силами взялся за вторую часть, а не расслаблялся до такой степени, что вообще не в силах сесть за учебники и тетрадки.

♦Начинать выполнение домашних заданий нужно с более трудных предметов, а затем уже переходить к легким.

˜♦Нужно ли помогать детям выполнять домашние задания? Если говорить о начальных классах, то всё зависит от характера ребенка и родителей. В частности, от того, способны ли родители не раздражаться, а спокойно объяснять. И если ребенок тревожный, его тем более необходимо хвалить, успокаивать, подбадривать. А когда ребенок входит в подростковый возраст, контроль взрослых вообще обязательно нужен.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним