Соцсети:

Как начинается зрелость

25 февраля 2015 | Ольга Штраус

театр1В Прокопьевском театре драмы состоялась премьера спектакля Веры Поповой «30+». Это – вторая часть трилогии о прокопчанах, начатая в прошлом году спектаклем «Подросток».

Прокопьевский театр любит стиль verbatim: «Горько!», «Соль минор» (оба в постановке Веры Поповой) не один сезон украшали афишу.

Блестящая идея, выигравшая в свое время грант фонда Михаила Прохорова, принадлежит заместителю директора театра Марине Сергеенко. Суть ее в том, что театр готов поставить своеобразный документальный триптих – три спектакля о прокопчанах разного поколения. Пьесу для первого – «Подросток» – написал Вячеслав Дурненков, много дней интервьюировавший местных тинейджеров. Режиссер Вера Попова сделала спектакль, который успешно был показан на российских фестивалях. В основу третьего будут положены беседы с ветеранами…

А сейчас нам показали вторую часть триптиха – спектакль «30+». Из названия ясно, что посвящен он поколению молодых, но уже состоявшихся. Авторы пьесы – екатеринбургские драматургессы Ярослава Пулинович и Полина Бородина – не стали, подобно Дурненкову, придумывать сюжет с интригой: они просто наполнили текст монологами персонажей. Так что перед режиссером стояла непростая задача: сделать сценическую версию разговоров, выявить завязки и развязки конфликтов.
Скажу сразу: это получилось.

Действие происходит в некоем пространстве, напоминающем кафе (или, скорее, антикафе): стеллажи с книгами и телевизорами вокруг, зрители и актеры сидят вперемешку за столиками (художники Леша Лобанов, Катерина Андреева). Тамада за пультом (звукорежиссер Андрей Вольф) время от времени «выполняет заявки»: то включает танцевальную музыку, то заводит «караоке» с изображением на большом экране. Очень скоро мы понимаем: перед нами – встреча одноклассников. Тех, что окончили школу 15 лет назад, а сейчас, как водится, готовы похвалиться своими достижениями, свести счеты с прошлыми обидами, окончить «недописанные романы».

Эта линия – игра с прошлыми отношениями и установление новых – режиссером решена очень хорошо. Очень скоро становится понятно, кто в кого был влюблен, кто с кем соперничал, кто кого слегка презирает… Необычная рассадка зрителей практически растворяет артистов в публике. Как призналась после спектакля одна из зрительниц, «я едва удержалась, чтобы вместе с ними «после третьей» на танцпол не выскочить!» Кстати, опрокидывание рюмок тут тоже придумано замечательно: актеры просто хлопают рукой по краю стола, обозначая завершение каждого тоста. И весьма умело показано, как вечеринка набирает градус. Нет-нет, пьяным никто не напивается. Но – развязываются языки, кого-то тянет на откровенность, кто-то начинает философствовать, а там уж и до драки недалеко… В завершение «самые стойкие» остаются тесным кружком, чтобы выяснить последние вопросы.

В спектакле звучат истории, которые могут показаться необычными. Елена (Наталья Денщикова) рассказывает о том, как нашла своего «принца» – им оказался вдовец с маленькой дочкой на руках. История любви превратилась с историю мачехи. Актриса рассказывает ее, то и дело меняя позы йоги (только ведь похвасталась подружкам, что посещает эти занятия!). И вывернутое самым неожиданным образом ее тело вдруг причудливо рифмуется с теми немыслимыми педагогическими «узлами», которые каждый день ей приходится развязывать. Блистательная работа артистки в этом эпизоде сделало его едва ли не самым ярким в спектакле.

А кульминацией, конечно, стала сцена с тестом. Повар Денис (Сергей Жуйков) рассказывает трагическую историю о том, как погибли в автокатастрофе его жена и ребенок. Его монолог, сопровождаемый коллективной лепкой теста (его тут мнут, скручивают в жгут, рвут на части), превратился в трагическую метафору хрупкости человеческой жизни.
Вообще «30+» получился отнюдь не «местным спектаклем». Это – спектакль о «первых главностях». О том, что всё самое важное в этом прекрасном возрасте человек уже понимает: он пережил и первые серьезные утраты, и первые успехи. Он определился со «своей колеей» и с теми, кто будет окружать его в самые важные моменты жизни. Словом, как сказал поэт, «зрелость – это село Разделово, либо Схваткино, либо Пряткино…»
И первые порции мудрости в этом возрасте уже усвоены. Замечателен в этом смысле монолог вагоновожатой («потенциальной убийцы») в исполнении Ольги Гардер.
Несмотря на такое обилие трагического материала, спектакль в целом получился вполне оптимистичным. Правда, как заметили актеры, на сдаче среди приглашенной публики было больше смеха.

В ходе зрительского обсуждения после премьеры эта тема тоже звучала. Высказывались замечания: не всегда было понятно, к чему тот или иной монолог. Может, спектаклю не хватило какой-то юмористической составляющей? Чтобы после особенно напряженного момента зритель мог выдохнуть и улыбнуться.

Кое-что из этих замечаний, наверное, и впрямь следует учесть. Скажем, ярко сыгранная сцена Нарколога-психиатра (Гоча Путкарадзе) явно требовала за собой какого-то пуанта, жирной точки. Завершенная же вопросительным знаком (бывший наркоман становится специалистом по лечению от зависимостей), она кажется какой-то малоубедительной…
Надо сказать, прокопчане знают в лицо большинство прототипов, выведенных в спектакле. На премьере присутствовала одна семейная пара – Николай и Катя Перехожевы. Он – инвалид-колясочник, она – юная особа, пленившаяся им на «робинзонаде». Их счастливый брак – удивительная история взаимопонимания, самоотверженности и везения. Да, везения, как ни парадоксально это звучит! Так вот: их мнение о спектакле восторженно, хотя, на мой взгляд, образы этих двоих могли быть и ярче.

В финале разгильдяй-музыкант Слава (Даниил Литвишко), когда-то – кумир всех школьных девчонок, обескураженно замечает: «Я сейчас один езжу в том автобусе, которым когда-то ездили мы все. Кто-то пересел на другие маршруты, кто-то и вовсе в свои авто…». И только бывший кумир застрял в инфантильной юности.
Куда же приведут повзрослевших тридцатилетних освоенные ими маршруты? Наверное, мы узнаем об этом в следующем спектакле трилогии.

Ольга Штраус.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс