Соцсети:

Семь нот радуги

10 февраля 2015 | Ольга Штраус
Краски-музыки

«Гарри Поттер»: команда музыкальной школы №1 (г.Томск) на третьем месте.

Олимпиада «Краски музыки» состоялась в Кемеровском музыкальном колледже.

У этого состязания одаренных школьников, которое уже стало в Кузбассе традиционным, очень необычные правила. Олимпиада проводится уже десятый год (в пятый раз), но называется «вторая региональная». И в ней уже второй раз подряд принимают участие не только воспитанники музыкальных школ Кузбасса, но и учащиеся и студенты из других регионов Сибири. Например, из Новосибирска, Алтая, Томска…

Председатель жюри Ольга Светлова, проректор Новосибирской консерватории по научной и творческой работе, отмечает: «Рост налицо. Если в первые годы мы ощущали какую-то скованность детей, многие – так чувствовалось – привыкли выполнять конкурсные задания словно экзаменационные работы, «по заданному образцу», то сегодня все отчетливее видна креативность: то, ради чего, собственно, и затевалась эта олимпиада».

Пожалуй, она действительно резко отличается от других музыкальных конкурсов «лица необщим выражением». Ведь главное, в чем соревнуются тут дети, – теория музыки. Финальный тур – конкурс детских опер. Их (вместе с педагогами, конечно) сочиняют и ставят сами школьники. Либретто может быть самым неожиданным, от всем известной сказки до придуманной детьми истории. А вот музыку надо использовать ту, что проходят в школе. Причем в этой опере, как в настоящем музыкальном спектакле, должны звучать и арии, и речитативы, и дуэты, и хоровые сцены.

Но этот – последний — этап, скорее, праздничный финал форума. А главная его суть – соревнование лучших «слухачей» и музыкальных «аналитиков». Вот, например, конкурс «музыкальные пазлы». Признаюсь: ничего труднее я в жизни не наблюдала. Собрать из перепутанных кусочков-фрагментов цельную мелодию – по-моему, задание для музыкальных академиков, а не для школяров! Тем более, если учесть, что некоторые фрагменты нарезаны поперек тактов, да еще и перевернуты справа налево… Не скажу, что школьники щелкали это задание как орешки, но большинство команд вполне успешно с ним справилось.

Угадать по нескольким тактам, какое произведение исполняется, тоже не так-то просто! Это вам не раскрученные шлягеры, на которые «заточено» ухо каждого из нас. Но студенты Алтайского колледжа или Мариинской музыкальной школы №22 справились с ним вполне успешно.

Помимо командных состязаний олимпиада включала еще и личное первенство. Здесь задания были иными: для средних классов – сочинение мелодии на предложенный текст, для старших – досочинение предложенного музыкального образца с учетом его жанровых, фактурных и ритмических особенностей. «Подкреплялось» все это викторинами, кроссвордами, письменными рецензиями на прослушанную музыку.

Меня поразило, что многие конкурсанты (а в личном первенстве приняли участие 32 человека) активно наблюдали за состязанием команд, даже если их учебное заведение таковой не выставило. Передо мной, например, сидел паренек с загипсованной рукой. Оказалось – шестиклассник из Новосибирска Илья Семенов. Руку он сломал не за фортепьяно – на секции борьбы. Но мысленно складывал все пазлы вместе с теми, кто выступал «у доски», и ответы на вопросы командного блицтурнира проговаривал «про себя» очевидным шепотом.

— А представьте, как помогает эта олимпиада педагогам музыкальных школ, — замечает член жюри, заместитель директора Кемеровского музыкального колледжа Лариса Щитова. – Мы не случайно приурочиваем к ней курсы повышения квалификации. Преподаватели, увидев наши творческие задания, по-иному начинают относиться к привычно «скучному» сольфеджио или истории музыки.

Надо сказать, что олимпиада «Краски музыки» помогает проявиться редким, нечасто встречающимся музыкальным талантам. Вполне возможно, что будущие композиторы или аранжировщики первые шаги к своей профессии сделают именно здесь.
А организаторам учебного процесса такие смотры позволяют выявить проблемы школьного и среднего музыкального образования и, значит, скорректировать курс. «Не случайно наша консерватория, и прежде всего ее ректор Константин Курленя, очень высоко оценивает эту олимпиаду и много внимания уделяет ей, — признается Ольга Светлова. – То обилие «музыкального мусора», в окружении которого живем сегодня мы все, агрессивная попса, льющаяся с экранов, из репродукторов и наушников, не оставляет нас без последствий. Дети в большинстве своем стали сегодня хуже интонировать, хуже слышать и запоминать музыку. Классические хиты, которые все выпускники музыкальных школ должны знать как дважды два, для многих остаются «неусвоенными». Это серьезная проблема, ее надо решать». Один из путей решения – олимпиада по дисциплинам музыкально-теоретического цикла, осуществляемая Кемеровским музыкальным колледжем.

Обидно, конечно, что в этом году в ней отчего-то не стали принимать участие фавориты прошлых сезонов – команды из Новокузнецка, Ленинска-Кузнецкого, Киселевска. Зато блистательно выступили новички. Команда ДМШ №22 из Мариинска на голову обошла своих соперников в теоретических состязаниях. А в финале пора-
зила зрителей яркой постановкой оперы «Тайна волшебного сундучка».
Руководитель мариинской команды Лариса Сергеевна Ткачева признается: «Мы решили рискнуть и поехать сюда именно потому, что мечтали блеснуть оперой. У нас такие голоса в школе есть на отделении академического вокала! Ну, грех их не показать. Да мне и самой это было очень интересно: попытаться сочинить оперу. Полгода готовились».
Остается добавить, что мариинцы стали бесспорными победителями нынешней олимпиады. Второе место поделили команды музыкальных колледжей из Томска и Барнаула. На третьем месте – команда музыкальной школы №1 (г.Томск).
А в личном первенстве лауреатами стали сестры Конюховы, Ольга и София (Кемеровская ДМШ №43), Людмила Иванчихина (Осинники), а также Даниил Волков (ДМШ №14) и Николай Селиванов (ДМШ № 1), оба — Кемерово.

Приятно отметить и такой факт: бывшая участница олимпиады, воспитанница преподавателя Кемеровского музыкального колледжа Ларисы Щитовой, а сейчас студентка Новосибирской консерватории Екатерина Ковалева сама уже привезла на нынешнюю олимпиаду пятерых своих учеников. И выступили они, надо признать, весьма достойно.

Ольга ШТРАУС.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним