«Деревня милосердия»: уже не на отшибе
Дом поддерживаемого проживания в Кузедееве накапливает положительный опыт.
Коттедж в 180 квадратных метров передала для размещения молодых людей с психофизическими нарушениями семья юноши, больного аутизмом. Ранее новокузнецкие матери-предпринимательницы, в семьях которых росли инвалиды, строили «дом попечения» на собственные средства.
Благое дело «Благодатной»
Официальное название дома поддерживаемого проживания – «Некоммерческое партнёрство «Социальная деревня «Благодатная» — подразумевает сотрудничество Людмилы Шуберт и еще одной мамы, которая попросила свою фамилию не называть. Новокузнечанки начали создавать благоприятную среду для проживания своих сыновей, решив раз и навсегда: «Наши дети не для «пней»!»
То есть не для психоневрологических интернатов, пользующихся недоброй славой… Ведь не секрет, что при недостаточно качественном лечении и уходе, в отрыве от родных пребывание умственно отсталых людей в большинстве госучреждений закрытого типа, как правило, становится тоскливым и недолговечным. Если же они остаются дома, то и там чаще всего оказываются запертыми в четырех стенах. «Окном в мир» для них становится разве что телевизор, а кругом общения – родители, или даже одна мать (отцы из таких семей нередко уходят). И после смерти родных участь таких «затворников» тоже весьма печальна…
Обе матери вложили в «деревню милосердия» огромные деньги. Главное, считают они, чтобы все эти усилия пошли на пользу их детям. И чтобы благое дело «Благодатной» подвигло и других родителей, имеющих детей-аутистов, с синдромом Дауна, с проблемами умственной отсталости, без страха селить их в подобных «домах попечения».
Сама Людмила Шуберт еще восемь лет назад поняла, что её больной сын-подросток Никита вполне может (с соответствующей поддержкой и сопровождением!) жить и трудиться вместе с другими сверстниками в стенах благоустроенного, доброжелательно настроенного к подобным людям социального поселения.
Мамы-единомышленницы
Поддержка, впрочем, требуется не только особенным детям, но и их родителям, которые могут делиться опытом (например, советами: у какого специалиста лучше проконсультироваться или какое действие оказывает то или иное лекарство) и даже пересказывать курьёзные случаи, справедливо считая, что в их нелёгкой ситуации «спасательным кругом» должно быть чувство юмора. Так они, родители больных детей, вместе и выживают, поддерживая друг друга шутками, рассказами о собственных невзгодах и удачах на «общем круге».
В своё время Людмиле Сергеевне тоже настоятельно рекомендовали сдать сына в психоневрологический интернат: «Там ему будет лучше!» Но она категорически отказывалась: «Лучше, чем дома, с родными людьми, ему нигде не будет!» И начала переписываться с представителями социальных деревень – в надежде создать подобное поселение и под Новокузнецком. Активная женщина даже на курсы английского языка устроилась, чтобы в ближайшем будущем поехать за границу – за заимствованием уникального опыта.
А вскоре и случай подвернулся начать воплощать свою идею в жизнь. Им, двум матерям-предпринимательницам, удалось приобрести в Кузедееве заброшенное здание сельского кинотеатра «Урожай». А в придачу к нему – 50 соток земли. Разработали и утвердили проект будущего «дома-интерната малой вместимости», рассчитанного на проживание семнадцати человек в возрасте от 18 до 40 лет. Со спальнями, обеденной зоной, комнатами отдыха… Здесь больные люди получили бы возможность достойно жить, общаться и даже работать. На приусадебных сотках планировали разместить мастерские, в которых воспитанники дома попечения могли бы получить навыки обработки дерева. Развели бы кур, поросят, выращивали овощи и картофель. Словом, учились бы вести хозяйство.
Уметь понять…
За несколько лет матери-организаторы провели реконструкцию здания. Однако работы по созданию вместительного дома попечения так и не закончили. На то было несколько причин. Поначалу жители Кузедеева не пожелали иметь в центре села, как они выразились, «деревню дураков», и начали против её основания упорно возражать. А затем у матерей не хватило средств, чтобы всё это поднять собственными силами…
И тем не менее, «Благодатная» начала действовать. Под неё Людмила Сергеевна отдала свой личный выстроенный в Кузедееве двухэтажный коттедж, рассчитанный на пятерых воспитанников. В сентябре прошлого года питомцами социальной усадьбы стали трое подопечных – Никита, Нэрсик и Кристина. На работу в «Благодатную» приняты местные жители, кузедеевцы – три воспитателя и два их помощника. Им в первую очередь вменено в обязанности обучение подопечных хозяйственно-бытовой деятельности: соблюдать гигиену, заправлять постель, убирать дом и т.д.
Прошло несколько месяцев, и ребята уже умеют чистить овощи, накрывать на стол, гладить одежду, мыть полы, замешивать тесто и даже выпекать торты. А ещё – пусть и с трудом, но выражать собственные мысли.
Дети – разные. Каждый со своим характером, но все, как оказалось, искренние и доброжелательные. Однажды у воспитательницы Натальи спросили: «Ну, как там ваши дурачки поживают?» На что молодая женщина возмущенно ответила: «Они не дурачки! Просто они – другие! Их надо только уметь понять».
Изменилось отношение к Людмиле Шуберт и у местных жителей: ведь несколько человек получили тут работу. И уже жалеют люди о том, что тот, первый, большой дом поддерживаемого проживания так и не открылся.
А Людмила Сергеевна только укрепилась в своем мнении: подобные виды социальных услуг следует активней развивать и в целом по России, и у нас в области. Пусть сегодня даже такие «зачатки» попечительской альтернативы и не поддерживаются государством, рано или поздно они будут востребованы в полном объёме. И Людмила Шуберт совместно с другими родителями по-прежнему будет продолжать улучшать жизнь не защищенных от этого мира детей.
Татьяна ШИПИЛОВА.
Ранее про это:
Милосердие «Благодатной»
«Благодатная» на распутье
Для справки
Сейчас в мире насчитывается более двухсот социальных деревень для людей с ограниченными возможностями, в том числе и несколько в России. К примеру, под Санкт-Петербургом и под Иркутском, куда приезжают работать даже иностранные волонтёры. Живут в таких поселениях больные люди с несохранным интеллектом, а также с психоневрологическими отклонениями. Под наблюдением специалистов инвалиды учатся обслуживать себя самостоятельно, приобретают трудовые навыки в мастерских, ухаживают за огородом и домашними животными. А главное – они учатся общению, без которого зачастую остаются дети, попавшие в казённые психоневрологические интернаты.