Соцсети:

Цепь традиции и сияние праведников

9 февраля 2015 | Олег Третьяков

В Прокопьевске, в выставочном центре «Вернисаж», открылась выставка «В земле российской просиявшие…» из собрания московского Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Наследие_1Музей находится в стенах Спасо-Андроникова монастыря, существующего с XIV века. Основан он был в 1947 году, а для публики открылся в 1960-м. Основу музейной коллекции составляют иконы и фрески допетровской эпохи, среди них – работы иконописцев круга Андрея Рублева и Дионисия, мастерской митрополита Макария и Иоанна Грозного, иконописцев Оружейной палаты. На территории монастыря находится Спасский собор, расписанный Андреем Рублевым.

В Прокопьевск привезли экспозицию из 55 икон и предметов церковной утвари начиная с XVI века и заканчивая началом прошлого столетия. В центре внимания, как и следует из названия выставки, образы русских святых разных эпох.

Экспозиция состоит из двух разделов. Первый посвящен древнейшим русским святым: насельникам Киево-Печерской лавры, князьям-мученикам Борису и Глебу, святому равноапостольному князю Владимиру (в нынешнем году исполняется тысячелетие его смерти, или, на церковный лад, преставления). Также среди героев этой части выставки – святители Стефан Пермский, Александр Свирский. И в особенности Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой лавры: его образ представлен как на живописных иконах, так и в медной пластике и деревянной резьбе, посвящённых этому великому русскому подвижнику.

Древнейшая икона, представленная на выставке, – образ святителя Петра, митрополита Московского, выполненный мастером московской школы во второй половине XVI века.
Второй раздел выставки представляет образы святых Нового времени, в том числе Митрофана Воронежского, Иннокентия Иркутского и Дмитрия Ростовского, составителя Четьих миней житий святых православной церкви, расположенных в календарном порядке. В свое время Четьи минеи были любимым чтением русских. Существовало несколько их вариантов, но труд Дмитрия Ростовского известен, среди прочего, высокими литературными качествами.
Выделяется на выставке и образ преподобного Серафима Саровского с клеймами жития, созданный сестрами иконописной мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря в начале ХХ века. Он выполнен в манере, соединяющей живописные приемы Нового времени с традиционным письмом.

Олег ТРЕТЬЯКОВ.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним