Соцсети:

Опоздавший чемодан

5 февраля 2015 | Валентина Акимова

чемоданКак найти утерянный багаж и получить компенсацию за его задержку?

Каждые 90 секунд в мире теряется авиабагаж. И чаще всего это происходит во время стыковки трансферных рейсов. Я узнала об этом из интернета уже после того, как минувшим летом сама оказалась в подобной ситуации. С несколькими пересадками возвращалась с международной конференции по СПИДу, проходившей в Мельбурне (Австралия), и в Новосибирске (конечная точка маршрута) не обнаружила на транспортере своего чемодана.

Сотрудники аэропорта Толмачево предложили написать заявление и заполнить таможенную декларацию, в которой следовало перечислить находившиеся там вещи с указанием их стоимости. Потом они ввели в компьютер данные моей багажной бирки и выяснили, что из Пекина в китайский город Урумчи чемодан улетел не моим рейсом, а следующим. Была суббота. Очередной самолет из Урумчи в Новосибирск ожидался во вторник. «Не волнуйтесь, – сказали мне в отделе розыска багажа, – главное, что он нашелся. Нет, домой в Кемерово мы вам его не привезем. По законодательству, если перелет международный, пассажир обязан лично получить багаж в первом пункте посадки на территории России и предъявить для таможенного досмотра. Поживите пока в гостинице. А можете отправляться домой, а за чемоданом приедете в другой раз. Авиаперевозчик должен возместить вам эти незапланированные расходы…»

Представительство авиакомпании, на бланке которого был оформлен трансферный билет Новосибирск-Мельбурн-Новосибирск, находилось по соседству. Там мне выдали памятку: какие документы следует приложить к официальной претензии в адрес авиаперевозчика.
Ситуация под контролем, начала успокаиваться я. Было бы хуже, если бы чемодан потерялся по дороге на конференцию. Все-таки в Австралии в июле не лето, а зима, хотя и не такая суровая, как в Сибири. А улетала я из «+32» в летних брюках и футболке…
Всезнающий интернет сообщил, что 85% утерянного багажа возвращается владельцам в течение 48 часов после пропажи. Однако во вторник (через трое суток) мой чемодан не вернулся. Начались бесконечные звонки в отдел розыска багажа и письма представителю авиаперевозчика. Мои собеседники, заходя в одну и ту же сервисную программу, то и дело путались в показаниях: «Чемодан вернули в Пекин… Нет, он уже в Новосибирске… Да кто вам сказал? Он все еще в Урумчи!..» Кто-то даже посоветовал: «Да не расстраивайтесь вы так! Через 21 день напишете заявление о пропаже и получите деньги!»

По нормам Воздушного кодекса России, принятого еще в 1929 (!) году, за утерянный багаж международного рейса пассажиру выплачивается компенсация из расчета 20 долларов за килограмм веса (на внутренних авиалиниях – 600 руб./кг). В пересчете по курсу июля прошлого года выходило чуть более 11 тыс. руб. А в заявлении о пропаже я только с ходу перечислила вещи на сумму более 65 тысяч. То, о чем вспомнила позже, в расчет никто бы не принял.

Любопытно, что у европейцев, в соответствии с правилами ЕС от 1994 года, действует компенсация другого рода: до 1200 евро за килограмм. А у американцев – до 2500 долларов…

Через неделю я, с трудом дозвонившись до Толмачева, услышала: «Зеленая сумка с биркой на вашу фамилию прилетела». Но у меня была не сумка! Да и фамилия моя – не редкая. На просьбу уточнить номер бирки сотрудница аэропорта ответила, что она работает одна на два терминала, идти в соседнее здание ей некогда, перед ней очередь из 30 желающих оформить потерю багажа. И еще сутки я пыталась выяснить номер… В общем, чемодан я забирала в очень боевом настроении.

В претензии к авиаперевозчику потребовала вернуть 4500 рублей за междугороднее такси Кемерово – Новосибирск – Кемерово и уплатить штраф за каждый час просрочки в доставке багажа в размере 25% от минимального размера оплаты труда. Норма про штраф была прописана в «дремучем» Воздушном кодексе. Правда, по федеральному законодательству МРОТ составляет всего 100 руб. Но и при этой мизерности за почти восемь суток задержки набежало 4725 руб. штрафа.

Однако после долгого служебного разбирательства (на треть превысившего установленный законом срок) авиакомпания сообщила, что ничего она мне не должна. Хотя работающие там юристы лучше меня знали: ответственность за накладки на маршруте несет именно та авиакомпания, на бланке которой оформлен единый билет. Самостоятельно «бодаться» с конкретным перевозчиком-растеряшей (в моем случае – с китайцами) пассажир должен, только если на каждый участок его маршрута билеты покупались отдельно.

В общем, я обратилась в отдел защиты прав потребителей администрации города Кемерово. И еще раз сказала добрые слова в адрес бывшего мэра Владимира Васильевича Михайлова, который первым в Кузбассе создал такую службу.

Юристы отдела помогли составить исковое заявление в суд. В дополнение к требованиям, которые я заявляла в претензии, здесь были приплюсованы компенсация морального вреда (на мой взгляд, существенного) и штраф в размере 50% от общей суммы, которую судья назначит к выплате в мою пользу.

Ответчик попытался перенести рассмотрение дела по месту нахождения своего головного офиса. В этом случае мне пришлось бы ездить на судебные заседания в другой город. Но, проявив юридическую грамотность и сославшись на определенные нормативные акты (еще раз спасибо специалистам из отдела защиты прав потребителей!), я настояла на рассмотрении иска по месту моего жительства.
На втором заседании авиакомпания предложила мировое соглашение, попросив отказаться от взыскания морального вреда. В итоге мы сошлись на сумме, близкой к 14 тыс. руб.
«На что они рассчитывали, понимая, что дело для них – заведомо проигрышное?» – поинтересовалась я, покидая суд. «Ну, не все ведь проявляют настойчивость, – ответила судья. – Хотя в последнее время исков пассажиров к авиакомпаниям становится все больше».
С момента задержки багажа до получения денег прошло полгода.

Грустные параллели

Организаторы австралийской конференции по СПИДу настоятельно рекомендовали делегатам, приехавшим туда со всех уголков мира, посетить какие-нибудь экскурсии. Я выбрала 12-часовое путешествие по Великой океанской дороге к Двенадцати Апостолам – так называют группу причудливых скал, выступающих из океана в одном из национальных парков Австралии.

Увы, до конечного пункта экскурсии мы не доехали: на узкое шоссе, стиснутое с обеих сторон тропическим лесом, рухнул вертолет. Автобусы повернули в Мельбурн. Никто не возмущался: это был классический форс-мажор. К тому же в аварии наверняка были пострадавшие…

Представьте себе удивление туристов, когда гид сказал, что завтра мы можем подойти в городской офис и вернуть деньги за тур, ведь Двенадцать Апостолов мы так и не увидели. Завтра я улетала в Россию. Ничего страшного, успокоил гид, отправьте скан ваучера на экскурсию и ваши банковские реквизиты по электронной почте.

Ваучер за 165 долларов вместе с другими бумагами конференции я положила в чемодан. Соответственно возможность обратиться в турфирму у меня появилась только после того, как он нашелся. Оказалось, мое электронное письмо ушло в Канаду: именно там находится головной офис турфирмы, имеющей филиалы по всему миру. Канадцы в течение двух часов связались с австралийскими коллегами, те подтвердили, что да, была такая туристка. Еще через час мне ответили: ждите, деньги будут. И через пару дней перечислили…

Валентина Акимова.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс