Соцсети:

Отход от «режима долженствования»

4 февраля 2015 | Ольга Штраус

Черпин1
В Новокузнецком театре драмы с начала этого сезона появился главный режиссер.Им стал 37-летний Андрей Черпин, ярко проявивший себя эскизом на прошлогодней режиссерской лаборатории, посвященной современному прочтению Достоевского.

Его «Дядюшкин сон» уже тогда был почти готовым спектаклем, постановку горячо приняла публика. В итоге эскиз практически без изменений вошел в репертуар театра, а его автор вошел в штат в качестве главной единицы.

До недавних пор найти главрежа в провинциальный (да и столичный!) театр было не так-то просто. В конце 90-х–начале «нулевых» годов театры в России стали «директорскими»: главную функцию – финансовую – в них начали исполнять именно они, а у кого деньги – тот, как известно, и заказывает музыку. Режиссеры стали преимущественно «разовыми постановщиками»: приезжали по приглашению на месяц-другой, ставили спектакль с незнакомой труппой и уезжали в другие театры. Появилась целая армия таких «режиссеров на раз». Сформировался и особый психологический тип театрального творца: состояние труппы, профессиональный рост актеров ему мало интересен. Главное – самовыразиться. Если повезет – «прозвездеть» со своей постановкой на престижном фестивале…
Сегодня, мне кажется, ситуация меняется. Подросшие и наездившиеся 25-30-летние режиссеры уже успели «попленять своим искусством свет», им хочется не только «делать спектакль», но и «делать театр», что гораздо сложнее.
Похоже, Андрей Черпин – из таких.

В Новокузнецком театре я разговаривала о нем с директором и завлитом, с артистами и работниками цехов – и вот пора-зительная вещь: все отзываются о нем восторженно! В театре так почти не бывает. И еще одну важную вещь удалось подметить. На режиссерской лаборатории, когда всё делается в режиме жесточайшего цейтнота, в стрессе торопливой горячки, каждый (!) из приглашенных на эскизы постановщиков удивлялся: «Первый раз такой театр вижу! Тут не знают слова «нет». Что бы ни попросил, – всё у них «будет сделано». А некоторые приезжие говорили даже так: «Чтобы помощник режиссера (человек, отвечающий за все «мелочи» спектакля – вовремя поданный реквизит, нужный свет и т. д. – Прим. ред.) был еще и соавтором, творчески придумывал детали… Это восторг! Такого просто не бывает».

Директор театра Марина Евса считает такое положение вещей нормой. И совсем не удивляется тому, что у нее с главрежем нет принципиальных разногласий.
– Этот сезон, – объясняет она, – мы решили работать под девизом «Театр молодости и новизны». Андрей очень поддерживает курс на молодежь. Не только на словах.
Вместе с Союзом журналистов, например, театр провел конкурс студенческих и школьных работ «Театр глазами молодых». В проекте приняло участие более сотни человек. Было написано более 50 рецензий. Но этим дело не ограничилось. Из самых активных участников проекта сложилась группа (человек 30), которым не хотелось бы терять связь с театром. Новый главреж устроил для таких заядлых теат-ралов специальные тренинги. Содержание их напоминает занятия по актерскому мастерству, курс психодрамы и посиделки приятелей одновременно. Но вместе с тем на таких тренингах молодые люди учатся общению, умению вписаться в социум, найти путь к своей самореализации.

– Это нужно не только им, но и театру, – говорит Андрей Черпин. – Видите ли, мы все практически постоянно находимся в режиме долженствования: хорошо учиться, быть законопослушным гражданином, хорошим сыном и прочее, и прочее. Это необходимо, да. Но при такой жизни мы программируем свое сознание только на одну волну: «делай, как надо!». В искусстве (да и в жизни!) это порождает банальность и штампы. Творчество рождается на других волнах.
Кстати, актерские тренинги в этой группе в перспективе, по замыслу главного режиссера, выльются в некий спектакль про реальную жизнь молодых новокузнечан.

– По опыту знаю, что самые лучшие проекты рождаются только во взаимодействии, в сотворчестве режиссера и артистов, режиссера и администрации театра, – признается Андрей.

К слову, его первая большая постановка в этом театре – новогодний спектакль «Щелкунчик» – была очень тепло принята публикой. Сейчас в творческих планах – постановка «Леса» Александра Островского и современной пьесы «Сатори» Константина Костенко.

– Хочется сделать очень жесткий современный спектакль, – замечает Андрей Черпин. – А в этой пьесе, где речь идет об убийстве отца, раскрывается много важных вопросов: и про нашу жизнь, и про нашу ментальность… Еще очень хочется сделать поэтический спектакль: читать стихи – особое искусство, мне кажется, наши артисты способны представить его весьма интересно.
…Театр часто сравнивают с семьей. И еще есть такое популярное выражение: «актеры – как дети». Если продолжать эту метафору, то театр, где наличествует не только директор, но и главный режиссер и где оба они прекрасно понимают друг друга, можно сравнить с семьей полной, благополучной, при маме и папе. Там царит порядок, дисциплина и любовь. Условия, без которых продуктивный творческий процесс невозможен.

В марте Новокузнецкий театр драмы (впервые в своей истории!) выступит на театральном фестивале «Золотая маска». Во внеконкурсную программу «Маска-плюс» нынче включен спектакль Петра Шерешевского «Иванов». Это – премьера прошлого сезона и, строго говоря, новый главреж не имеет к ней отношения. Но хочется верить, что этот показ – только начало восхождения новокузнечан к театральному олимпу.

Ольга ШТРАУС.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс