Соцсети:

Когда все плачут, кто-то зарабатывает на носовых платках

2 февраля 2015 | Газета «Кузбасс»

Среди героев ОПОРЫ разных лет немало предпринимателей, которые стали нашими экспертами. Потому что они пережили и дефолт, и кризис, и, несмотря на угрозы о приближающихся «экономических похоронах» малого и среднего бизнеса, не просто выжили, а успешно развиваются. Точнее, развивались.

До тех пор, пока на Россию не обрушились экономические санкции вчерашних партнеров по ВТО, а следом не подскочил в цене доллар, не упала цена на нефть…

Что ждет их бизнес завтра (некоторые аналитики пугают, что в 2015-м кризис из финансового перерастет в экономический), как они живут сегодня и что бы посоветовали своим более юным коллегам, рискнувшим именно сейчас начать свое дело?

Чтобы понять это, мы провели экспресс-опрос, используя анкету… 2009 года (вопросы для нее подсказали участники форума на интернет-сайте Мариинского Союза предпринимателей — был такой). И отправили ее тем, чьи ответы публиковали в ОПОРЕ летом 2009 года – в самый разгар предыдущего кризиса. «Можете перепечатать те ответы – нового ничего не добавлю», — услышали от одних. «Какой ужас! Это я говорил? Сейчас у меня совершенно другое настроение. Отправляю ответы на анкету, почитаете. Называется: почувствуй разницу!» — услышали от других.  

Почувствуйте это и вы!

Вот что ответили на экспресс-опрос «ОПОРЫ» сегодня директор консалтинговой компании «С-Лига аудит» Елена ГААН из Кемерова и ресторатор из Березовского Алексей БОХАНЦЕВ.

ЭКСПРЕСС-ОПРОС

гаан

Елена Гаан в кризис 2008 года, на 10-м году предпринимательской деятельности, ушла далеко от интеллектуального (консалтингового) бизнеса — открыла йога-центр «Инфинити»: «Обороты у нас упали ровно в три раза. Половина наших клиентов просто бизнес позакрывала… Они сейчас приходят ко мне, как на исповедь – денег за консалтинг платить у них, естественно, нет. Я просто слушаю, подбадриваю… И готова всем советовать одно и то же: пока кризис — учитесь! Я благодарна кризису за то, что он меня заставил взрыв мозгов произвести. Я столько никогда не читала, сколько в этом году. Раньше бизнес шел себе да шел, а нынче мы и маркетинг с мужем стали изучать. Вот чем мы клиентов в «Инфинити» удерживаем? Разными маркетинговыми ходами».

— Это не первый кризис в вашей предпринимательской практике. Ваши ощущения собственного положения и рынка, на котором вы работаете, в 2009-м и сегодня сильно разнятся (в экономическом и моральном плане)?

Елена ГААН: — Это действительно не первый кризис в нашей предпринимательской деятельности. Но так же, как и прежде, он лично меня совершенно не пугает. В 2009 году на волне кризиса я открыла еще два параллельных бизнеса: магазин по продаже офисной мебели и йога-центр.

В этом же году, наоборот, закрыла эти два бизнеса, потому что, чувствую, что он будет потяжелее предыдущего. Поэтому мы решили сосредоточиться на одном направлении.

А в моральном плане, наверное, это очень странно, но Новый год я встретила в приподнятом настроении и с полной уверенностью, что все будет хорошо. Чего и вам всем желаю.

Алексей БОХАНЦЕВ: — Да, кризис не первый, не самый страшный, но, пожалуй, морально более тяжелый. Если сравнивать с 2008-м годом, то практически мои ответы на эти вопросы можно было откопировать — и дело с концом. Жизнь как-то так устроена: из череды проблем, которые мы так или иначе преодолеваем. И каждое следующее испытание труднее предыдущего. Может, потому, что, пройдя что-то один раз, другой мы проходим налегке, пока не столкнемся с чем-то новым, потому более трудным. Поэтому ощущение, мягко говоря, не очень. Бизнес подрос, подросли и риски.

— Что вам пришлось предпринять, чтобы спасти свой бизнес от «экономических похорон»?

Елена ГААН: — Как я уже отметила, нам в этом году пришлось переориентировать свой бизнес только на одно направление: мы сохранили такие услуги, как бухгалтерское сопровождение, аудит, налоговый консалтинг, налоговые споры.

В свете последних изменений в Налоговом кодексе наши услуги оказались очень востребованными. Только за три рабочих дня в этом году у нас уже появилось десять новых клиентов на бухгалтерское сопровождение и трое на аудит. В конце 2014 года наши сотрудники выезжали неоднократно на семинары по оптимизации налогообложения в Москву. Поэтому сейчас мы много времени уделяем обучению бухгалтеров и директоров методам бюджетирования и планирования в условиях кризиса. Так что наши услуги востребованы, как никогда.

Боханцев

Подпись к фото Боханцева: В 2008-м основатель первого и единственного в Березовском безалкогольного кафе «Ark pizza» уже было приблизился к своей мечте – освоить ресторанный бизнес — и начал строительство банкетного зала. Вот что ответил он на экспресс-опрос «ОПОРЫ» в июне следующего года: «В конце 2008 было страшно, боялись все, ждали худшего. К весне 2009-го то ли бояться устали, то ли экономика улучшилась — дела пошли лучше… Администрация проводила программу по субсидированию коммерческих кредитов, в декабре 2008-го эти деньги очень помогли. Вообще думаю, что если бы были действительно доступные льготные или беспроцентные кредиты, то другой помощи и не надо». В 2009-м (напомним: это был самый разгар кризиса) Боханцев открыл банкетный зал «Субмарина».

Алексей БОХАНЦЕВ: — Опять приходится больше работать, меньше отдыхать, максимальное количество дел, от которых зависит стабильная работа предприятия, выполнять самому, в целях экономии, конечно. Пришлось максимально сократить расходы, насколько это возможно. Не все, к сожалению, зависит от нас в этой ситуации. Цены на энергоносители растут, на сырье растут (мята израильская для коктейлей в 2 раза дороже стала в сравнении с прошлым годом!), цены на оборудование… платежеспособность населения снижается (народ закредитован просто – ему не до ресторанов!) Соответственно снижаются продажи, в такой ситуации поднимать цены самому просто страшно.

— Помогла ли тогда удержаться на рынке (и как) власть (федеральная, региональная, местная)? А сейчас вы на поддержку власти надеетесь? На какую?

Елена ГААН: — В 2012 году мы первый раз обратились в Государственный фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области по предоставлению микрозайма под 10% годовых. Наша заявка была одобрена. И с тех пор мы постоянно пользуемся услугами Государственного фонда и очень довольны. И если не изменятся условия, будем пользоваться услугами фонда и дальше. А также мы рассчитываем в этом году поучаствовать в госзакупках, так как с 2014 года правительство расширило представителям малого бизнеса возможности участия в системе государственных закупок.

Алексей БОХАНЦЕВ: — В прошлый кризис немного помогла программа по возмещению процентной ставки, выплаченной коммерческим банкам. Если бы была возможность воспользоваться данным инструментом поддержки сейчас, было бы здорово. Но как-то верится с трудом, что на это в бюджете найдутся средства. Вообще грустно становится, когда узнаешь суммы, потраченные на поддержку начинающих предпринимателей, и увидишь процент оставшихся в деле. Если бы эти средства на укрупнение, расширение бизнеса, который уже работает, на создание новых рабочих мест в действующих предприятиях направить, наверно, отдача была бы более эффективная.

— А если вспомнить историю своего бизнеса, можете честно признаться, что можно было и не доводить дело до реанимации — профилактика и проще, и дешевле, и надежней?

Елена ГААН: — К сожалению, не соглашусь с этим мнением. У нас в стране настолько все непредсказуемо, что когда пациент, как говорится, в глубокой коме, то спасти его может только срочная реанимация.

Алексей БОХАНЦЕВ: — Профилактика — она, конечно, эффективная вещь, но, как говорится, знал бы, где упадешь, — соломки бы подстелил. Мы от ошибок не застрахованы. Живем в интересное время, каждый день может случиться что-то новое. Могут налоги изменить, ввести новые, запретить продавать те или иные товары. Могут изменить требования к торговым и производственным площадям. Могут изменить правила проведения проверок. Да много чего могут, но как-то все… не для нашей пользы, наверное.

— Вы и сегодня согласны с мнением, что «кто не вставал с колен, тот не бизнесмен»?

Елена ГААН: — Не нравится мне это мнение. Не надо бизнесу вставать на колени, мы не преступники. Представители малого бизнеса делают очень много для экономики региона. Это и обеспечение рабочими местами, уплата налогов в местный бюджет (ЕНВД, НДФЛ, патенты), это и ориентация на социальные проекты. Поэтому мы, представители малого бизнеса, должны жить с высоко поднятой головой и строить свой бизнес, в первую очередь, грамотно. Опираясь на предыдущий опыт и с уверенностью, что завтра будет лучше, чем вчера.

Алексей БОХАНЦЕВ: — Я как-то уже говорил, что бизнесменом себя не считаю. Предприниматель я, пытаюсь стать бизнесменом, а кризис мешает. Если говорить по-русски, я — деловой человек, многие годы занимаюсь делом, работаю сам, даю работу другим. И другие — это не только те, кто непосредственно работает у меня на предприятии, а это и поставщики, и даже контролирующие организации. Кого бы они проверяли и кому поставляли бы, если бы такие, как я, не занимались делом? Исходя из этого, не хочется стоять на коленях, хочется заниматься делом на общее благо.

Комментарии

Елена ДЯДЬКИНА, директор ООО «Крылья», г. Новокузнецк:

В июле 2008 года, накануне кризиса, открыла PR-агентство «Крылья». С первых дней работы пришлось проходить проверку на прочность, делом доказывать высокий уровень профессионализма. Мы выстояли, выдержали и получили серьезную закалку — да, в таких условиях год в бизнесе идет за два! Получив бесценный опыт работы в условиях кризиса, сейчас мы «встали на крыло». PR-агентство «Крылья» — член Союза предпринимателей Новокузнецка и Кузбасской торгово-промышленной палаты, является сертифицированным консультантом Европейского банка реконструкции и развития.

Прошло шесть лет… и новый кризис разбросал свои метастазы по регионам и отраслям экономики. И ведущие экономисты мира, и домохозяйки с жаром обсуждают динамику курса валют и стоимость барреля нефти. В лексиконе обывателей стали обыденными термины «стагнация», «ликвидность», «волатильность» и «маржинальность». А главное – вновь возникла тотальная кризисофобия.

«Запах жареного» все без исключения новокузнецкие рекламисты почувствовали еще осенью. Ведь реклама, как зеркало, отражает ситуацию в экономике. Рекламодатели «впали в кому» и законсервировали рекламные бюджеты. На фоне резкого спада спроса на рекламные и PR-услуги вырос объем дебиторской задолженности. Сложно поверить, но должниками стали когда-то «жирные» и надежные клиенты.

Но кризис — кризисом, а бизнес — бизнесом. Паниковать, сушить сухари и рассказывать анекдоты про то, как «скоро всем полный…», бессмысленно. Единственное, что сейчас имеет смысл – это действовать: запускать новые проекты, активизироваться на новых рынках, реализовывать различные PR-практики, диверсифицировать портфель предложений и клиентов, устранять недостатки, которые понижают нашу конкурентоспособность. А самое главное — продолжать цивилизованно вести себя на рынке и оберегать свое честное имя. Мое глубокое убеждение, что жить по принципу «после нас — хоть потоп» нельзя.

С точки зрения бизнеса, любой кризис — это выход из зоны комфорта, это проверка на прочность и инновационность. Кризис отрезвляет и тонизирует — люди начинают напрягать мозги, уделять больше внимания образованию и искать новые пути развития бизнеса. Всех нас кризис заставит работать еще больше и не упускать возможности.

Я дам абсурдный на первый взгляд совет предпринимателям: лучшее вложение во время кризиса — это вложение в рекламу и PR. В то время, когда конкуренты сокращают свое присутствие в информационном поле, каждый рубль, вложенный в правильные коммуникации (акцент на слово «правильные»), делает организацию заметнее на их фоне. Это «эффект страуса»: пока большинство компаний дрожит, засунув голову в песок, и держит «рекламную паузу», самые стрессоустойчивые «страусы» объедают вокруг них траву и благополучно толстеют. Вспомните: большая часть компаний, перекрывшая в 1998 и 2008 годах кислород своей медиаактивности, скоропостижно выбыла из игры. Не повторяйте их ошибки!

Кстати, PR-инструментарий позволяет, сократив затраты на рекламу, сохранить позиции компании в информационном пространстве. Можно выделить пять тенденций, которые будут ведущими в ближайшее время:

Во-первых, сегодня для массмедиа все темы, связанные с кризисом, становятся новостями №1, возникнет дефицит позитивных новостей. Если ранее расширение штата, модернизация оборудования, выпуск новой продукции, запуск нового проекта были обычным делом, то теперь будут рассматриваться как нечто из ряда вон выходящее и становиться ярким информационным поводом. Компания, которая «на слуху», может занять опустевшее информационное поле – выступить основным отраслевым ньюсмейкером, источником информации и позитивных новостей.

В-вторых, кризис доверия к брендам и органам власти как к источникам информации выведет на первый план яркие личности капитанов бизнеса. А значит, позиционирование первых лиц станет актуальным, как никогда.

В-третьих, во всех отраслях конкуренция ужесточится. И PR-агентства способны помочь компаниям выстоять в информационных войнах эпохи «черного PR».

В-четвертых, будет нарастать общая нервозность и агрессивность. Любое неосторожное высказывание в адрес компании, негативная оценка или прогноз относительно ее будущего будут восприниматься болезненно, вызывать бурную реакцию и ответный «наезд». И здесь у профессиональных пиарщиков будет поле для продуктивной и эффективной деятельности.

В-пятых, произойдет перераспределение в актуальности источников информации: все более ценным и оперативным источником станет интернет. Вырастет спрос на нестандартные методы продвижения, такие как Product Placement, вирусный и партизанский маркетинг.

Помните: «Когда все плачут, кто-то зарабатывает на носовых платках»!

Опубликовано :ОПОРА ,31 января 2015

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс