«Одиночество» на публику

29 января 2015 | Газета «Кузбасс»

Маркес2Народный проект чтения вслух любимых книг «Лучший», вдохновляемый театром «Встреча» КемГУ, вышел из уютного круга «своих» на большую сцену. Это вызвало споры: оставаться ли ему камерным или совершенствоваться в «профессионализм»?

Магический реализм Маркеса

В конце января «Лучшего Маркеса» определяли в большом зале Кемеровского государственного университета. Но главное условие сохранилось то же: двенадцать участников, подавших заявки в социальных сетях, читают любимого автора. Средства и декорации, которыми они оперируют, чтобы наиболее полно донести до других ценителей литературы свое понимание произведений, ограничены только их фантазией и возможностями.
Правда, в этот раз организаторы выбрали один конкретный текст всемирного классика: «Сто лет одиночества». Романа (на мой взгляд) безнадежно прекрасного и мистически невозможного для визуализации, не терпящего посредников между собой и читателем. Насколько мне известно, до сих пор не удалась ни одна из попыток экранизировать это произведение…
Вот и во время чтения отрывков из романа на сцене вокруг участников творилось нечто сюрреалистичное. Отринув всякую попытку разумной логики, действо сосредоточилось на эмоциях и ощущениях: балет, акробатические номера, горячие латиноамериканские танцы и просто настоящие живые собаки, сжимающие круг вокруг чтеца. Но все равно главной оставалась интонация, это как раз тот случай, когда рвущийся из души текст нельзя обмануть никакими внешними лукавствами. Поэтому по-настоящему сочувствуешь этой смелой дюжине, рискнувшей выйти на публику с текстом Маркеса. Несмотря на то (а может, и благодаря тому), что они не являются профессионалами в области театрального действа.
И, наверное, именно за внутреннюю силу донесения магического слова «Ста лет одиночества» «Лучшим Маркесом» жюри признало Алису Стародубцеву, студентку КемГУ.

Сжимая круг или выходя за пределы?

Следующего автора для чтения в этот раз почему-то не объявили. Так что осталось неизвестным, чьи произведения мы услышим в феврале. Напомню, в Кемерове уже читали Булгакова, Гоголя, Венедикта Ерофеева, Чуковского, Хармса. Теперь вот «Лучший» вышел за пределы русской литературы: Габриэль Гарсия Маркес — писатель колумбийский.
А еще проект вышел из уютных закоулочков города в классический концертный зал. Остались в теплом летнем прошлом чтения в университетском дворике, где зрители располагались прямо на траве, а границы между сценой и залом были настолько условны, что в любой момент можно было стать участником той или иной сцены. Погодные ли условия тому виной или рост «Лучшего» как действа — сейчас сложно сказать. Обязывает ли это к смене формата? Наверное, да. Поклонники проекта дискутируют на эту тему. Одним жалко, что «Лучший» теряет доверительный формат «междусобойчика», другие ратуют за то, чтобы проект стал более профессиональным и «впитал» в себя как можно больше людей. И то, и другое мнение имеет право на существование. Главное, на мой взгляд, одно – чтобы все-таки остался этот задорный остров чудес во «Встрече», где можно поделиться своими литературными пристрастиями с теми, кто чувствует так же, как ты. Ну, или почти. Чуть по-другому – это тоже интересно.

Евгения Райнеш.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс