День рождения убийц
35-летний новокузнечанин погиб буквально ни за что: его банковская карточка была пуста.
«Просто хотели подраться»
Сейчас напавшие на Сергея Семенова парни требуют изменить приговор, вынесенный судом южной столицы Кузбасса. Он кажется им слишком суровым. По словам осужденных, в ту апрельскую ночь они «просто хотели с кем-нибудь подраться, убивать же никого не собирались».
Они тогда и друг друга-то увидели впервые. Встретились по приглашению общего знакомого, позвавшего товарищей отметить рождение сына. Посидели «на четверых». Выпивали прямо на лавочке. После этого молодой отец пригласил их в сауну, где веселье продолжилось. Вышли оттуда около четырех часов ночи. Одного из гостей проводили до дома, и уже втроем, купив еще пива, отправились гулять по улицам города.
Видимо, ударивший в голову хмель и породил у недавно вернувшегося из армии 20-летнего Андрея Бера жгучее желание продемонстрировать свою силу. А тут неподалеку из такси вышел явно нетрезвый мужчина. Его-то Бер и выбрал в качестве жертвы, предложив товарищам избить этого незнакомца. Новоиспеченный отец Николай Говоров, не желая таким образом омрачать радость от рождения первенца, от «развлечения» отказался. При этом он пытался отговорить от задуманного и Андрея, и поддержавшего его Максима Гутова. Но, не слушая Говорова, парни бросились в сторону незнакомца. С налета мужчине был нанесен первый удар – по лицу и тут же второй. Сергей Иванов, попавший под «горячую руку» Бера и Гутова, конечно, не удержался на ногах. Во время падения у него из кармана выпали паспорт и пластиковая карта Сбербанка, а с головы слетели солнцезащитные очки. В данных позже показаниях нападавшие уверяли, что грабить свою жертву не собирались. Однако, увидев банковскую карточку, решили воспользоваться ситуацией.
У Иванова стали требовать пин-код. Он отказался назвать цифры. Тогда его оттащили подальше от дороги, чтобы никто не смог увидеть происходящего, и продолжили избивать упрямца. Вдруг Бера «озарило», что пин-кодом может оказаться дата рождения владельца карты. Узнать эти цифры труда не составило – в его руках был паспорт Иванова. Бер побежал к банкомату в ближайшем работающем магазине. Но там его ждало разочарование: «неверный пин-код». Молодчик вернулся и снова стал требовать от жертвы «ключ» к карте. На этот раз мужчина назвал четыре цифры, после чего услышал от убегающего Бера угрозу: мол, в случае обмана побью снова. Но названный пин-код опять не дал доступа к карте.
«В тот момент я сильно разозлился, — признавался потом Бер. – Подошел к мужчине и напомнил ему о своем обещании, после чего ударил кулаком по лицу». Если б бесцельные избиения на этом закончились, Иванов остался бы жить. Но Бер в порыве ярости схватил лежавший неподалеку большой осколок плиты, весом почти десять килограммов, и бросил его в сторону лежавшего мужчины. Кусок бетона упал Иванову прямо на голову…
Карта, деньги, час суда
— Когда в ходе следствия по данному делу мы проверили банковский счет убитого, оказалось, что денег на его пластиковой карте не было вообще, — рассказывает следователь по особо важным делам Следственного отдела по городу Новокузнецку СУ СК РФ по Кемеровской области Светлана Киселева. – Получается, человека убили ни за что. Солнцезащитные очки, которые забрал один из напавших, были оценены в 500 рублей.
Если узнать «тайну» счета для следственных работников не составило труда, то ответить на вопрос, почему Иванов так упорно отказывался называть пин-код от пустой банковской карты, обрекая себя на новые побои, не смогут даже они…
Что же касается Бера и Гутова, оба они ранее не были судимы; первый после армии учился вождению, планируя сделать это своей профессией, а второй был студентом техникума. Казалось, обычные парни. Что же превратило их в преступников? Прежде всего, конечно, алкоголь. Много алкоголя!
Примерно через месяц после случившегося, когда родители Сергея Иванова, потерявшие единственного сына, продолжали убиваться от горя, к ним в дом пришла мать Андрея Бера. Женщина просила прощения за сына. На что вторая мать дала понять: простить такое она не сможет никогда! Тогда пришедшая буквально всунула ей в руки 50 тысяч рублей, пытаясь таким образом хотя бы частично компенсировать зло, причинённое ее отпрыском. И в глазах этой женщины тоже были слёзы…
Кстати, несмотря на наличие двух адвокатов, мать Бера на суде была его общественным защитником. Как объяснила следователь Светлана Киселева, этот статус давал ей право на беседы и свидания с сыном.
Оба преступника получили наказание за разбойное нападение, а более рьяный из них — еще и за убийство. Гутову предстоит провести в колонии четыре года, Беру – десять лет. Он также должен возместить матери убитого моральный вред, размер которого суд оценил в 500 тысяч рублей.
— С решением суда преступники не согласны, — рассказывает старший помощник прокурора Орджоникидзевского района Новокузнецка Татьяна Помогаева. – Их адвокаты подали кассационные жалобы. Что они требуют? Для Гутова — переквалификации разбоя на грабеж, совершенный группой лиц. Для Бера, помимо уменьшения суммы компенсации морального вреда, – пересмотра приговора в той части, где речь идет об убийстве. Защитники настаивают на том, что умысла лишить человека жизни в данном случае не было, и обращаются к суду с просьбой переквалифицировать убийство на причинение смерти по неосторожности. Однако сложно представить, как человек может остаться в живых, если ему на голову бросают десятикилограммовую плиту. Кроме того, Гутов в своих показаниях утверждал, что, кидая бетонную глыбу, Бер выкрикнул в адрес жертвы пожелание смерти. Прокуратура уже подготовила возражения по всем приведенным в апелляции доводам, судебное заседание пока не назначено.
…На преступление Максим Гутов шел, зная, что дома его ждет беременная гражданская жена. Так глупо омрачив радость товарища, пожелавшего разделить с ними счастье от рождения сына, он и себя лишил шанса отметить на свободе рождение собственного ребенка, увидеть его первые шаги, услышать первые слова…
Елена АЛЕКСАНДРОВА.
(Имена и фамилии фигурантов уголовного дела изменены).
Рис. Андрея Горшкова